Евгения Щербакова
Эссе по высказыванию Януша Корчака «Детей нет — есть люди»
▼ Скачать + Заказать документы
"Детей нет – есть люди.»
Януш Корчак
Мне очень близки по духу слова Януша Корчака, которые стоят в заглавие моего эссе… Эти слова – часть высказывания знаменитого польского педагога, всё высказывание звучит следующим образом: "Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств". Януш Корчак - талантливый польский педагог, психолог-практик, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский Бог. Знаменитые десять заповедей Януша Корчака для родителей я распечатала и разместила на информационном стенде в приёмной моей группы. Очень надеюсь, что они помогут родителям моих воспитанников занять правильную позицию в воспитании детей.
Публикация «Эссе по высказыванию Януша Корчака „Детей нет — есть люди“» размещена в разделах
Я целиком и полностью согласна с мыслью Корчака о том, что ребёнок - человек, отдельная самостоятельная личность и родителям надо уважительно относиться к маленькому человеку с первых дней его жизни. Изучая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования как государственный документ, направляющий деятельность современных педагогов, я с удовольствием отметила, что документ этот опирается на принципы Конвенции ООН о правах ребёнка, среди которых есть принцип, отмечающий большую значимость периода дошкольного детства. Взрослым очень важно уяснить, что детство – не подготовка к жизни, а сама жизнь, очень значимый для полноценного развития личности период жизни. Значимость детства в первую очередь определяется тем, что маленький человек живёт и действует здесь и сейчас, и жизнь его наполнена огромным содержанием, в котором есть трудности и радости. Януш Корчак в одной из своих заповедей отмечал, что нельзя относиться к проблемам детей свысока. Великий педагог говорил, что жизнь дана каждому по силам и ребёнку она тяжела не меньше, чем взрослому, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта. Очень часто родителям трудно отделить себя от ребёнка. Мама говорит: «Мы покупались», а не «Ваня помылся». Но для полноценного развития личности очень важно, чтобы ребёнок как можно раньше осознал, что мама говорит о нём – Ване. На консультациях я стараюсь довести до сознания родителей, что не надо ждать, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты того хочешь. Наукой доказано, что уже во внутриутробном состоянии ребёнок способен чувствовать, ощущает боль, улыбается и испытывает состояние страха. Если ребёнок желанен, если его любили ещё до появления на свет, он ответит ответной любовью и доверием к близким людям и окружающему его миру. Если же ребёнок родился случайно, если мать пыталась избавиться от него, ребёнок обычно рождается уже отягощённым комплексами, фобиями и недоверием к миру людей. Как же важно знать это будущим родителям! Мне очень отрадно, что на базе нашего детского сада второй год действует консультационный пункт для родителей, чьи дети не посещают дошкольные учреждения. Чаще всего за консультациями обращаются родители, имеющие детей от года до двух лет, или мамы, ожидающие ребёнка. Я вижу, с каким удивлением они слушают мою информацию и как озадачиваются, узнав, что ребёнок рождается с заложенными в молекулах ДНК качествами, задатками, типом нервной системы, темпераментом. Стараюсь убедить родителей, что нельзя пытаться навязать ребёнку свои личные хотения и желания! Доказываю, что каждый ребёнок изначально талантлив, надо только увидеть эти индивидуальные наклонности и помочь им развиться.
Ребёнок приходит в этот мир лишённый опыта социального общения. Он сам строит свои отношения с людьми. Чтобы воспитать у ребёнка навык полноценного коммуникативного общения, нам, взрослым, надо помочь ему осознать, что так же, как и сам он является уникальной личностью, так и другие люди тоже уникальны в своём существе. Надо дать понять ребёнку, что его отношения с людьми будут полезны и радостны, если в основе их построения лежит уважение личности тех, с кем он общается. Тот, кто не прочувствовал в детстве уважительного к себе отношения - от родителей, педагогов, товарищей, - не только не научится проявлять уважение к другим, но и не сможет себя уважать. В настоящее время я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. Начиная работу по выстраиванию позитивных отношений между моими воспитанниками, я постаралась, чтобы каждый из них понял, что такое доброжелательность и уважение. Несколько месяцев понадобилось, чтобы ввести в лексикон и в сознание детей эти важные для общения слова. Применены были самые разные методы и приё мы: беседы, проблемно-игровые ситуации, чтение произведений проблемно- нравственного содержания, театрализованные представления, но основной метод, конечно – игра. Ведь игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно игра является лучшим способом закрепления любого слова и дела. Я убеждена, чем больше социальных ролей и отношений проиграет ребёнок в первые годы своей жизни, тем счастливее и успешнее будет он во взрослой жизни.
Я уважаю своих воспитанников, стараюсь увидеть достоинства каждого из них, радуюсь их достижениям, печалюсь их неудачам и точно знаю: ребята моей группы самые добрые, красивые, умные, талантливые. А если у них что-то пока не получается, я обязательно им помогу преодолеть все трудности!