МААМ-картинки

Эмоциональное выгорание педагогов ДОУ и его влияние на качество образования

Татьяна Жанабаева
Эмоциональное выгорание педагогов ДОУ и его влияние на качество образования
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональное выгорание педагогов ДОУ

и его влияние на качество образования

На современном этапе основной задачей государственной образовательной политики выступает обеспечение современного качества дошкольного образования. Из многообразия подходов к определению понятия «качество» можно чётко выделить главный признак - соответствие объекта установленному стандарту. Но на сегодняшний день остается дискуссионной проблема определения критериев и показателей оценки качества дошкольного образования. Тем более что ребенок не может быть его объектом.

Публикация «Эмоциональное выгорание педагогов ДОУ и его влияние на качество образования» размещена в разделах

Анализ нормативных документов, а также методической и педагогической литературы показывает, что на протяжении долгого периода качество образования определяли через диагностику полученных детьми ЗУНов.

В то же время, на протяжении конца 20 – начала двухтысячных годов 21 веков педагоги и психологи осуществляли поиск более содержательных критериев качества образования, связанных со спецификой дошкольного детства [2; 3; 4 и др. ], к которым относились уровень развития общения [7], игры [2; 3; 9] и другие виды детской деятельности (детское экспериментирование [8; 10], наглядное моделирование [11], конструирование [9], социальные эмоции [1; 12], познавательная деятельность [8; 9; 10; 11;] и т. д.

Одна из целей ФГОС ДО – обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения [15]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [14] говорится, что комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников – это общие критерии независимой оценки качества образовательной деятельности организаций. Данные неоднократных российских и международных исследований подтверждают, что успехи в развитии качества образования существенно зависят от качества педагогических кадров. В 2013 году в рамках мониторинга качества образования Новосибирский институт мониторинга и развития образования изучал вероятность зависимости успехов обучающихся от квалификации и условий работы педагогов. Исследования показали неожиданную тенденцию – результаты воспитанников начинающих педагогов на некоторых этапах оказались выше, чем результаты обучающихся у опытных педагогов [6]. Дело в том, что происходящие изменения в сфере образования РФ в течение последних нескольких лет повлияли на массовость проявлений синдрома выгорания. Чтобы поддерживать на высоком уровне деятельность воспитателей необходимо обращать пристальное внимание на этот специфический вид профессиональной деформации. Примерно у одной трети педагогов, в случае появления эмоционального выгорания, как следствие появляются нарушения в выполнении ими профессиональных обязанностей, что в свою очередь, влияет на весь образовательный процесс в группе, ДОУ, на взаимодействие с детьми и их родителями [5, с. 47]. Переутомление - одна из основных причин выгорания педагогов. Если к педагогу предъявляются требования, которые длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними, это приводит к нарушению состояния равновесия, к выгоранию. Постоянная ответственность за жизнь и здоровье детей, необходимость сопереживания, сочувствия, большой стаж работы, загруженность рабочей недели и большой объем документации (работа педагога зачастую не ограничивается рабочей сменой, а продолжается и дома, невысокая заработная плата - основные внешние факторы, провоцирующие выгорание [5, с. 48]. Вследствие этого у педагога возрастает риск тревожности, появляется раздражительность, агрессивность, стиль общения становится либерально-попустительским или чаще авторитарным, что противоречит гуманной педагогике и ФГОС ДО, и приводит к нарушению благоприятной психологической обстановке в группе – снижается качество образования. В таких ситуациях именно педагог-психолог должен проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций и оказывать помощь в формировании у воспитателей способности правильно планировать свою деятельность [13]. Повышение качества образования связано с обеспечением дошкольных учреждений необходимыми специалистами (наличие ставок педагога-психолога в штатном расписании).

Образовательный процесс должен строиться на основе взаимного уважения, соучастия, веры в способности, и личностного развития каждого ребенка. Взаимодействие же «выгоревшего» или «выгорающего» педагога с ребёнком может стать для дошкольника травмирующим фактором как в сфере личностного, так и познавательного развития. А ведь главный критерий качества образования – это здоровые и счастливые дети, которые легко адаптируются в социуме, успешны в школе, самостоятельны, а также обладают достаточно высоким уровнем нравственного и эмоционального развития. Таким образом, для повышения качества дошкольного образования необходимо пристальное внимание как к образованию педагогов и их профессиональным компетенциям, так и к условиям работы, которые оказывают непосредственное влияние на их эмоциональное состояние, ведь воспитатель на протяжении длительного времени контактирует с ребенком. Только педагог, любящий свою работу сможет найти подход к детям, увлечь их.

Список литературы

1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М. : ЭКО, 1999. – 224 с.

2. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. – 407 с.

3. Большунова Н. Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребенка. Новосибирск: СНИ, 2002. – 107 с.

4. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. – М. : Изд-во УРАО, 1997. – 156 с.

5. Монгуш О. О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. /Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — с. 47-51.

6. Новосибирский институт мониторинга и развития образования [электронный ресурс]. - URL : https://nimro.ru/gia.html (дата обращения : 06.02.2018).

7. Общение и речь: Развитие речи у детей в процессе общения со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 1985. – 208 с.

8. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект /Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. – М., 1987. – 190 с.

9. Дневник воспитателя. Развитие детей дошкольного возраста. Выпуск II /под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой Т. В. – МоиПК., 1996. – 55 с.

10. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. – М. : Педагогика, 1985. – 224 с.

11. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. /Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Педагогика, 1986. – 224 с.

12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З Неверович. – М., 1986. – 173 с.

13. Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания. /Вестник Московского Государственного Гуманитарного Университета Им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. (г. Москва, №2). – М., 2013, - с. 40-44

14. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей»Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха»Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха» В августе 2015 года в Приволжском районе Астраханской области прошел муниципальный конкурс педагогов дошкольного образования "Лесенка успеха".

Консультация для педагогов «Эмоциональное состояние дошкольников в подвижной игре»Консультация для педагогов «Эмоциональное состояние дошкольников в подвижной игре» Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогу стимулировать.

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка"Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему,.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Забота — великое качество!Забота — великое качество! Что такое забота?Это, конечно же интересоваться жизнью и судьбой кого нибудь, конечно же переживать и участвовать в жизни и судьбе интересующего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное выгорание педагогов ДОУ и его влияние на качество образования
Опубликовано: 18 октября 2022 в 16:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное выгорание педагогов ДОУ и его влияние на качество образования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Жанабаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД