Татьяна Жанабаева
Эмоциональное выгорание педагогов ДОУ и его влияние на качество образования
▼ Скачать
Эмоциональное выгорание педагогов ДОУ
и его влияние на качество образования
На современном этапе основной задачей государственной образовательной политики выступает обеспечение современного качества дошкольного образования. Из многообразия подходов к определению понятия «качество» можно чётко выделить главный признак - соответствие объекта установленному стандарту. Но на сегодняшний день остается дискуссионной проблема определения критериев и показателей оценки качества дошкольного образования. Тем более что ребенок не может быть его объектом.
Публикация «Эмоциональное выгорание педагогов ДОУ и его влияние на качество образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Анализ нормативных документов, а также методической и педагогической литературы показывает, что на протяжении долгого периода качество образования определяли через диагностику полученных детьми ЗУНов.
В то же время, на протяжении конца 20 – начала двухтысячных годов 21 веков педагоги и психологи осуществляли поиск более содержательных критериев качества образования, связанных со спецификой дошкольного детства [2; 3; 4 и др. ], к которым относились уровень развития общения [7], игры [2; 3; 9] и другие виды детской деятельности (детское экспериментирование [8; 10], наглядное моделирование [11], конструирование [9], социальные эмоции [1; 12], познавательная деятельность [8; 9; 10; 11;] и т. д.
Одна из целей ФГОС ДО – обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения [15]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [14] говорится, что комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников – это общие критерии независимой оценки качества образовательной деятельности организаций. Данные неоднократных российских и международных исследований подтверждают, что успехи в развитии качества образования существенно зависят от качества педагогических кадров. В 2013 году в рамках мониторинга качества образования Новосибирский институт мониторинга и развития образования изучал вероятность зависимости успехов обучающихся от квалификации и условий работы педагогов. Исследования показали неожиданную тенденцию – результаты воспитанников начинающих педагогов на некоторых этапах оказались выше, чем результаты обучающихся у опытных педагогов [6]. Дело в том, что происходящие изменения в сфере образования РФ в течение последних нескольких лет повлияли на массовость проявлений синдрома выгорания. Чтобы поддерживать на высоком уровне деятельность воспитателей необходимо обращать пристальное внимание на этот специфический вид профессиональной деформации. Примерно у одной трети педагогов, в случае появления эмоционального выгорания, как следствие появляются нарушения в выполнении ими профессиональных обязанностей, что в свою очередь, влияет на весь образовательный процесс в группе, ДОУ, на взаимодействие с детьми и их родителями [5, с. 47]. Переутомление - одна из основных причин выгорания педагогов. Если к педагогу предъявляются требования, которые длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними, это приводит к нарушению состояния равновесия, к выгоранию. Постоянная ответственность за жизнь и здоровье детей, необходимость сопереживания, сочувствия, большой стаж работы, загруженность рабочей недели и большой объем документации (работа педагога зачастую не ограничивается рабочей сменой, а продолжается и дома, невысокая заработная плата - основные внешние факторы, провоцирующие выгорание [5, с. 48]. Вследствие этого у педагога возрастает риск тревожности, появляется раздражительность, агрессивность, стиль общения становится либерально-попустительским или чаще авторитарным, что противоречит гуманной педагогике и ФГОС ДО, и приводит к нарушению благоприятной психологической обстановке в группе – снижается качество образования. В таких ситуациях именно педагог-психолог должен проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций и оказывать помощь в формировании у воспитателей способности правильно планировать свою деятельность [13]. Повышение качества образования связано с обеспечением дошкольных учреждений необходимыми специалистами (наличие ставок педагога-психолога в штатном расписании).
Образовательный процесс должен строиться на основе взаимного уважения, соучастия, веры в способности, и личностного развития каждого ребенка. Взаимодействие же «выгоревшего» или «выгорающего» педагога с ребёнком может стать для дошкольника травмирующим фактором как в сфере личностного, так и познавательного развития. А ведь главный критерий качества образования – это здоровые и счастливые дети, которые легко адаптируются в социуме, успешны в школе, самостоятельны, а также обладают достаточно высоким уровнем нравственного и эмоционального развития. Таким образом, для повышения качества дошкольного образования необходимо пристальное внимание как к образованию педагогов и их профессиональным компетенциям, так и к условиям работы, которые оказывают непосредственное влияние на их эмоциональное состояние, ведь воспитатель на протяжении длительного времени контактирует с ребенком. Только педагог, любящий свою работу сможет найти подход к детям, увлечь их.
Список литературы
1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М. : ЭКО, 1999. – 224 с.
2. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. – 407 с.
3. Большунова Н. Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребенка. Новосибирск: СНИ, 2002. – 107 с.
4. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. – М. : Изд-во УРАО, 1997. – 156 с.
5. Монгуш О. О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. /Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — с. 47-51.
6. Новосибирский институт мониторинга и развития образования [электронный ресурс]. - URL : https://nimro.ru/gia.html (дата обращения : 06.02.2018).
7. Общение и речь: Развитие речи у детей в процессе общения со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 1985. – 208 с.
8. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект /Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. – М., 1987. – 190 с.
9. Дневник воспитателя. Развитие детей дошкольного возраста. Выпуск II /под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой Т. В. – МоиПК., 1996. – 55 с.
10. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. – М. : Педагогика, 1985. – 224 с.
11. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. /Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Педагогика, 1986. – 224 с.
12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З Неверович. – М., 1986. – 173 с.
13. Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания. /Вестник Московского Государственного Гуманитарного Университета Им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. (г. Москва, №2). – М., 2013, - с. 40-44
14. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г.