Надежда Вячеславовна Серегина
Эмоциональное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Формирование эмоций у детей является важным условием становления личности человека.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают им более ярко воспринимать действительность, правильно реагировать на те или иные события. По мнению исследователей, развитие личности ребенка, психических функций, проявляется в интеллектуальной, поведенческой и эмоциональной сферах. В дошкольном возрасте эмоциональный компонент является более значимым и ведущим.
Эмоциональная же сфера детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется незрелостью, а также недоразвитием всех психических функций. Эмоции таких детей как правило полярны, поверхностны, лишены тонких оттенков, подвержены быстрым и резким изменениям. Эти дети слабо контролируют свои эмоциональные проявления, часто просто даже не пытаются это делать.
У таких детей наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих, в признании себя. Для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерны капризность, слезливость, они легко раздражаются, не переносят шума. Их эмоциональное состояние неустойчивое, они могут смеяться, а через несколько минут уже проявлять признаки агрессии.
Развитие эмоций начинается с развития ощущений: кожных (прикосновение, зрительных, слуховых, осязания, через такие ощущения как голод, жажда, боль. И здесь нам на помощь приходят:
- игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире при помощи рук, глаз, кожи;
- игры и упражнения по развитию способности воспринимать глазами, рукой, носом.
Далее необходимо развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать. И здесь наиболее эффективным методом является постановка детей в ситуацию выбора реакции: удивление - исчезла игрушка, радость – под платком оказалась конфета. Проблема выбора, создание сюрпризных моментов стимулирует эмоциональную активность детей.
Последовательность действий в процессе развития эмоций у тетей с интеллектуальной недостаточностью:
- фиксирование внимания на чужих проявлениях эмоций (педагога, родителей, сверстников);
- воспроизведение увиденной эмоции;
- подбор картинок, сказочных персонажей с нужной эмоцией;
- повторное воспроизведение з эмоции в заданных ситуациях и упражнениях.
Добиться полного осознания детьми с интеллектуальной недостаточностью своих ощущений невозможно. Но развить умение сосредоточить внимание на каком-то одном из них, научить способности адекватно выразить свое состояние соответствующим способом – возможно.