Светлана Зимина
Эмоционально-речевое развитие младше-средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоционально- речевое развитие младше - средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе с детьми.
Одним из основных принципов является воспитывающий характер обучения.
Публикация «Эмоционально-речевое развитие младше-средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Развитие речи у детей формирует не только, нравственные различные качества, такие как добросовестность, усидчивость, способность работать в коллективе, но и приучать их к дисциплине, общественным нормам поведения.
Принцип доступности обучения определяет поступательный характер педагогического процесса.
Основой обучения детей в младше - среднем возрасте является принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Это способствует прочному усвоению речевого материала, развивает познавательную деятельность детей.
Коммуникативно - деятельный подход к развитию речи учитывает постепенное усложнение речевых задач – от однословных ответов до развёрнутых высказываний, умения детей взаимодействовать с окружающими.
Основными задачами, решаемые по развитию речи является :
1. Развитие словаря - происходит за счёт обогащения количественного накопления слов, неизвестных детям, уточнения значений слов, активизации словаря (перевода лексики из пассивного словаря - активный.).
2. Формирование грамматического строя речи - решается в процессе многосторонней речевой практики детей (это различные упражнения, закрепляющие поминание и употребление доступных для детей грамматических конструкций, на согласование различных частей речи, построение простых предложений и. т. д.).
3. Развитие связной речи - необходимо формировать у детей умение понимать обращённую речь, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы.
Например: Тема «Домашние животные».
1. Активизировать словарь на основе углублённых знаний детей о ближайшем окружении (кошка, кот, котёнок, усы, лапы, мордочка, хвост, уши, шерсть, царапать, лакать, облизывать, гладить, ходить, бегать, мяукать, мурлыкать, шипеть, ловить, пушистый, гладкий, мягкий, красивый, ласковый.
2. Употреблять существительные с обобщающим значением (домашние животные) – кошка.
3. Различать на слух и называть слова начинающиеся на определённый звук (гласный в начале или в конце слова).
4. Совершенствовать отчётливое произношение слов, словосочетаний, работа над дикцией.
5. Овладение практическими нормами речи детьми.
Педагогу необходимо всегда прислушиваться к речи ребёнка. Всегда ли он правильно говорит, употребляет предлоги (на, за, под, в, к, перед, над, от) и согласовывает с ними существительные. Например: Бабочка летит к стулу. Если дети путают уменьшительно- ласкательные суффиксы можно использовать такие игры как : «Большой - маленький».
Например: Чашка- чашечка; Ложка- ложечка. Ласкательные слова: Лисонька, заинька и т. д. «Исправь ошибку» Ребёнок должен понять, что хотел сказать педагог и исправить ошибку.
Например: Цветок цветёт в полянке.
«Третий лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и обьяснить почему.
Чистоговорки, скороговорки, стихи нужны для автоматизации звуков.
Например: Ла-Ла-Ла- доченька спала.
Используя в своей речи потешки, пословицы, поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонацию.
Например: При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов. С помощью потешек, песенок, пестушек хорошо развивается фонематический слух : - Курочка- тароторочка.
По двору ходит цыпляток водит, хохолок раздувает, малых деток потешает.
Сказки, литературные произведения, иллюстрации в воспитании эмоционально- речевого развития детей играют важную роль, обогащают его духовный мир, уважение к прошлому своего народа, усвоение морально - нравственных норм в обществе.
Например: Рассказывать сказку надо неоднократно, для того чтобы дети лучше вслушивались в звучание самой речи, запоминали отдельные понравившиеся выражения.
Для того чтобы дети слушали внимательно, надо их подготовить т е.
-Заинтересовать видом театра с помощью, которых им будут показывать сказку (Настольный театр, перчаточный театр, пальчиковый театр, театр на кавролине, театр резиновой игрушки). В младше - среднем возрасте прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Дети с удовольствием перевоплощаются в зайчиков, лисичек, мышек. Сказки, стихи, небылицы помогают думать, рассуждать, логически мыслить, отвечать на вопросы героев.
Рассказы по серии сюжетных картинок.
Имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают детям разобраться в последовательности событий. В начале педагог с помощью вопросов направляет внимание детей на процесс развёртывания действия, затем дети сами учатся выделять основные моменты в содержании рассказа.
Составление рассказов по картинкам способствуют уточнению знаний известных ребёнку слов и усвоению новых, постепенно дети овладевают навыками диалогической речи.
Например: Педагог раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит их рассмотреть, затем читает рассказ, после чего даёт каждому ребёнку по картинке. Повторяет рассказ, дети должны показать соответствующую карточку.
Пересказ художественных текстов.
- Этот вид работы можно проводить, только тогда, когда у ребёнка есть фразовая речь. До начала чтения рассказа педагог объясняет смысл трудных слов. Прочитав рассказ, педагог задаёт вопросы. После этого просит детей пересказать прочитанное.
1. Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то педагог задаёт наводящие вопросы.
2. Можно составить план рассказа.
3. Можно организовать пересказ по «цепочке» один ребёнок начинает, а следующий продолжает.
4. Педагог пересказывает, ребёнок вставляет слово или предложение.
Примерный текст пересказа:
«Как Саша первый раз увидел самолёт».
- Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху по воде что- то загудело. Саша подумал, что летит птица.
Вот она уже над головой. Это был самолёт. Засмотрелся Саша на самолёт, а лодочки уплыли.
1. Ответить на вопросы:
-Какое было время года?
-Что пускал по воде Саша?
-Что загудело в воздухе?
-Что Саша спутал с птицами?
2. Подобрать определение к словам:
-Весна (ранняя, поздняя, тёплая).
- Самолёт (большой, красивый, серебряный).
-Лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
3. Объяснить значение сложного слова (самолёт).
4. Составить рассказ, где действующим лицом является подружка Оля.
5. Закончи предложение, поставь в недостающее по смыслу слово в нужном числе:
Была весна, таял (снег, текли (ручейки) и. т. д.
Также хорошо использовать для развития речи детей- рассказы- описания.
«Кошка».
У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у неё большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадётся мягко, осторожно, когда идёт за добычей. Кошка – домашнее животное, живёт рядом с человеком, ловит мышей, крыс.
В работе с детьми хорошо использовать игры сдвижением, которые прекрасно сочетаются с речью.
Например:
1. «Массаж ладоней» - стимулирующие воздействие массажных мячей, изменяет функциональное состояние коры головного мозга, улучшая её работу. Упражнение со словами:
-Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно - так у птиц заведено. (Ребёнок катает мячик между ладоней, одна сверху, другая снизу).
2. Игры с пальчиками (Используем любые пальчиковые игры см. картотеку). Снимают напряжение мышц шеи и плеч, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
3. Артикуляционная гимнастика - делает мимику выразительной, задаёт ритм массажных движений. (см. упражнения по звукопроизношению, артикуляционную гимнастику «Тру-ля-ля», «Песенка язычка».
Виды детской деятельности, формы педагога с детьми :
- Свободное общение на разные темы.
- Сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, дразнилок, придумывание сценариев для театральных иго - инсценировок.
-Коммуникативные игры - на знакомство детей друг с другом, развитие эмпатии, навыков взаимодействия и. т. д.
- Проектная деятельность.
-Игры-фантазии, дидактические игры, подвижные игры, словесные игры, народные игры, хороводные игры, игры с диалогом, викторины, путешествие по сказкам, режиссерские игры, придумывание этюдов.
Художественная литература:
1. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Просвещение, 1990.
6. Т. Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников».СПБ. «:Детство-Пресс»,2012
7. Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. СПБ. : «Детство-Пресс»Н. В. Нищева,2013