Наталья Владиславовна Шипунова
Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Эмоционально-личностное развитие дошкольников»
В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный комфорт детей», «социальная компетентность» и др. Но программно - методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников существенно отстает от потребностей практики.
Публикация «Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства - дать ребенку основные знания, умения, навыки. Говорилось о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно «создавать детям эмоционально комфортную атмосферу»).
В настоящее время ситуация несколько изменилась. Качество дошкольного образования ни в коем случае не должно сводится к результатам, которые демонстрирует ребенок, - оно обязательно связано с “ежедневной радостью ребенка”. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.
Однако остаются нерешенными многие проблемы, например: не учитывается в должной степени роль семьи в благополучном эмоциональном развитии ребенка; четко не отработаны формы взаимодействия педагогов и родителей по устранению причин эмоциональных трудностей детей и др.
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба.
Кроме того, даже при наличии в ДОУ высококвалифицированного педагога-психолога работа по развитию эмоционально- личностной сферы дошкольника должна продолжаться воспитателями в каждой группе.
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организационная работа (занятия, совместная дельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию способна не только обогатить опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные проблемы.
Совместная деятельность, проходит в непринужденной, свободной атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.
Педагогическую работу строим с учетом следующих положений.
1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сфера
2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).
3. Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, особо хотелось подчеркнуть значение игры. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.
Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Используем игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности — иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др.
В работе с детьми используются произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь, развивают отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.
Если эмоционально ребенок в группе чувствует себя хорошо происходит его полноценное социальное развитие. Так, по результатам наших наблюдений выявляются положительные результаты: дети проявляют открытость, доверие к взрослым и друг к другу. Одним из важнейших моментов эффективного обучения является эмоциональный фон. Результат? Наши дети начинают чувствовать себя более свободно, не боятся высказываться, вступают в диалог с воспитателем и сверстниками. Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье.
Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить - этому научиться сложно.
Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и наыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать:
«Пусть всегда буду Я!».