татьяна шапошникова
Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Шапошникова Т. В.
МБДОУ №1
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Наша задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями мы должны воспитывать детей с активной жизненной позицией, коммуникативными, активными, любознательными, инициативными. Поэтому проблема эмоционально-личностного развития детей сегодня становится особо актуальной. В программе воспитания и развития детей «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания.
Публикация «Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Исходя из актуальности проблемы, мною была выбрана тема «Эмоционально – личностное развитие младших дошкольников в процессе общения с взрослыми и сверстниками» и поставлены следующие задачи:
1. Создать условия по эмоционально-личностному развитию детей в группе (развивающая среда).
2. Изучить новинки методической и психолого-педагогической литературы по теме.
3. Составить перспективный план работы по данному направлению с детьми младшего дошкольного возраста.
В этом учебном году (2011-12 год, набирая малышей, я столкнулась с тем, что дети не умеют общаться друг с другом, решать проблемы, возникающие в процессе игры и общения (уступить друг другу игрушку, попросить правильно игрушку, вступить друг с другом в общую игру, кроме того у большинства детей группы (особенно домашних) преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми. Поэтому с целью адаптации детей к новым социальным условиям я пришла к выводу, что необходимо формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками в ДОУ. Мною была поставлена цель: формирование у детей потребности в новых формах общения со взрослыми : сотрудничестве, инициативном общении на познавательные темы и инициативном общении со сверстниками.
Задачи в работе с детьми:
1. Создавать условия для партнёрского общения со взрослыми.
2. Создавать основу для формирования позитивного образа «Я».
3. Содействовать развитию представлений о человеке: его внешних особенностях, психическом состоянии (эмоции, настроение).
4. Вызвать у детей интерес к познанию себя как человека и индивида.
Изучив программу социально-личностного развития детей «Я-Ты-Мы» О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной я постаралась создать в группе условия для эмоционально-личностного развития детей. С этой целью совместно с родителями были изготовлены пособия и игры:
• Коробочка примирения;
• Подушка примирения;
• Кубик эмоций;
• Мешочек радости;
• Пособие «Ворчун и весельчак»
• «Семейное дерево».
В содержании работы выделила следующие этапы:
1 этап - цель: формирование у детей потребности в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве, получении новых сведений об окружающем, в том числе элементарных представлений о своих внешних особенностях и внешних проявлениях.
На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы: Игровые образовательные ситуации:
А) «Ребенок и кукла»
Б) «Отражение в зеркале»
В) «Какого цвета глаза».
В качестве материала использовалась большая, в рост ребенка кукла. В режимных моментах при умывании, одевании, раздевании, обговаривали действия детей, обращали внимание на части тела и лица, просили детей показать и назвать их. Дети выделяли особенности своей внешности, называли части тела, части лица. Началась работа по ознакомлению с внешними проявлениями: выражением эмоций радости и печали. В индивидуальных играх-занятиях использовали специальных дидактических кукол и знакомили детей с мимикой, характерной для выражения эмоций радости и печали. Дети совершали с куклами действия, соответствующие изображенной эмоции : жалели, качали, прижимали к себе «плачущую» куклу.
2 этап. Цель: формировать потребность в общении со взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «Я» : представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек уникален и неповторим. Научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы:
Игровые образовательные ситуации:
А) «Как мы выражаем свои чувства»
Б) Знакомство с эмоциями
В) Просматривание альбомов «Вот я какой!», «Эта книжка для меня»;
Игровые упражнения:
• «Узнай, где твоя ладошка (ступня);
• «Имена».
• «Догадайся, о ком я расскажу».
• «Сравни себя с другими».
Изготовление родителями и рассматривание индивидуальных альбомов детей : «Вот какой я!», «Это книжка про меня», в которых родители рассказывают о своём ребёнке, что он больше всего любит, что ему нравится. Рассматривание альбомов помогает детям обратить внимание на вкусы и предпочтения сверстников группы. Постепенно при рассматривании альбома я предлагаю ребёнку самому рассказать о себе. В результате работы на данном этапе у детей происходило формирование образа «Я» : употребление в речи местоимения «Я», сложились представления об особенностях своей внешности, стали проявляться устойчивые предпочтения, возник интерес к внешности сверстников, дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние других детей группы, соответствующим образом на него реагировали: жалели.
3 этап. Цель: формировать потребность в общении со сверстниками и развитии на этой основе социальных навыков. Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
Через создание проблемно-игровых ситуаций, связанных с внесением новой игрушки, мы подводили детей к осознанию некоторых причин возникновения ссор, в играх «Поссорились-помирились», «Подружились» давали образец простых способов выхода из конфликта. Наиболее популярной «мирилкой» у детей стала «Подушечка примирения».
Начали работу по формированию у детей элементарных представлений о позитивных поддерживающих приемов общения. При праздновании дня рождения ребенка, где в качестве наглядности используем панно «С Днём рождения», на котором демонстрируем портреты именинников, даем образец поздравления: традиционный «Каравай», добрые слова, исполнение песни, танца, стихотворения. Традицией в нашей группе стали подарки и сюрпризы для малышей. Эти сюрпризы помогают детям почувствовать, как приятно получать подарки, что подарком можно порадовать другого.
Дети овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками : оказывали помощь при одевании, под контролем взрослого начали проявлять способность подчиняться элементарным правилам общежития, с помощью слов, жестов выражали сочувствие к другому ребенку.
Всю работу в данном направлении организую в тесном взаимодействии с родителями. Родители мои первые помощники и партнеры. Интересными, на мой взгляд, были следующие формы работы:
• Родительское собрание "Права ребенка - обязанности родителей";
• Изготовление пособия «Семейное дерево»,
• Индивидуальных альбомов «Вот какой я», «Эта книжка для меня».
Проводились индивидуальные беседы с родителями, где было предложено побеседовать дома с ребенком на следующие темы: О вашем собственном детстве, о дружбе,о ссорах, о страхе, о смелости.
В группе сложились и свои традиции:
• «Подари улыбку другу»
• Музыкотерапия (рисование под музыку, релаксация, засыпание)
• Игры с «сонными игрушками»
• «День рождения ребенка» (традиционный «Каравай», добрые слова имениннику, чтение стихотворения, исполнение песни, изготовление подарков).
В общении с детьми я придерживаюсь следующих принципов:
• Отсутствие психологического давления на ребенка
• Введение традиций, повышающих общий эмоциональный фон и улучшающих психологический климат;
• Учет конкретных интересов детей в совместной деятельности.
Таким образом, информирование родителей по проблеме вызвало интерес, внимание к вопросам социально-эмоционального развития детей. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми содействовало развитию инициативного общения ребенка с взрослыми (не только близкими).
ВЫВОД:
1. Дети овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками : оказание помощи в одевании, проявляли способность под контролем взрослого подчиняться элементарным правилам общежития, выражать словом, жестом сочувствие, сопереживание.
2. У детей происходит формирование образа «я», употребляют в речи местоимение «я».
3. Дети начали проявлять более яркие и разнообразные эмоции, наблюдается эмоциональная избирательность.