Вера Козлова
Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослым и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.
Одним из самых действенных средств социально- личностного вос-питания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Именно она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, в их поведении, пользуясь при этом не назидательными поучениями, а убедительными, эмоционально воздействующими средствами. Яркие, полнокровные образы произведений художественной литературы и устного народного творчества, запечатлеваясь в сознании читателя, оказывают на него сильное воспитательное воздействие.
Публикация «Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Парциальная программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», помогает знакомить детей с русскими народными сказками.. Из поколения в поколение она передаётся, как кладезь мудрости. Не даром говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок».
Актуальность и педагогическая направленность сказки
1.В сказке зашифрованы важнейшие общечеловеческие ценности:
Сказка раскрывает перед ребёнком картину мира и взаимоотношения между людьми, именно в сказке ребёнок учится преодолевать препятствия и проблемы, находить выход из типичных жизненных ситуаций, которые - как знать могут встретиться в его жизни.
Т. О. от сказки к сказке у ребёнка накапливается позитивный социаль-ный опыт, пополняется «копилка житейской мудрости».
2. Сказка – это социальная память народа, для ребёнка немаловажен вопрос «Кто я?», «Откуда я? И какого рода, племени?» Сказка погружает ребёнка в яркий, красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни. Самобытен и язык сказки (В сказках много пословиц, поговорок очень метких и поучительных).
«У русского народа свои национальные особенности в том числе в морали и этике, которые необходимо учитывать при воспитании» М. М. Сперанский. 3.Сказка раскрывает перед ребёнком то, что в мире есть зло, но непременно присутствует и добро, которое в конечном итоге побеждает, но не само по себе, а путём преодоления трудностей. Сказка даёт сценарии, которые ведут к победе, и которые можно применить в реальной жизни. Так сказка нравственно закаляет ребёнка.
4. Сказка дидактична. Нравоучение даётся не прямо (типа: «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», а через поступки героев и о нём надо догадаться, порассуждав и поразмыслив вместе со взрослым. При этом мораль прозрачна и понятна ребёнку и осваивается на эмоциональном уровне.
5. Гендерный подход – символика сказочных образов даёт яркое вызывающее желание у ребёнка подражать мужские и женские образы, раскрывает их характеры. (Для девочки это красна девица-рукодельница, умница; Пава, лебедь Белая; а для мальчиков – Добрый молодец, сильный, отважный, любящий Родину).
6. Сказка – её фантастический мир пробуждает творческие способности детей. Она приглашает детей к соавторству, помогает преодолевать стереотипы мышления.
Почему ребёнок тянется к сказке?
1. Оптимизм сказок особенно нравится детям, дети всегда уверены в том, что добро победит. Сказки не знают непоправимых несчастий.
2. Увлекательность сюжета, описание чудес, необычных событий, за-бавность и присутствие юмора. Оказывает сильное эмоциональное влия-ние, создаёт у детей впечатление непосредственного участия в событиях сказки.
3. Ребёнок легко принимает образ героя. Этому способствует простота, образность и выпуклость в изображении главных черт характеров.
4. Дети интуитивно чувствуют, что сказки не реальны, но допускают, что события сказки могли бы происходить в действительности.
5. Ребёнок хочет подражать взрослому, быть сильным смелым, ловким, умным. В сказке возможно всё и мечта сбывается.
6. Детское видение мира, оценочная система, с которой к окружающему подходит ребёнок «белое» и «чёрное», как и психологическая специфика сказок тяготеет к противоположности.
Алгоритм работы со сказкой
1. Выяснение основной темы, идеи сказки - О чём сказка? Чему она учит? В какой ситуации нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали
в сказке?
2. Размышление над мотивами поведения героя - Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем это ему нужно? Зачем герой был нужен другому герою?
3. Выявление способов преодоления трудностей, которые даёт сказка- Как герой решает проблему? Всё преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В какой жизненной ситуации нашей жизни нам пригодится этот способ.
4. Отношение героя к окружающему миру и самому себе- Что приносят поступки героя окружающим6горе, радость, прозрение? (созидатель он или нарушитель.
5. Осознание эмоций, которые вызывает сказка- Почему герой реагирует именно так? Какие эпизоды вызвали радостные (грустные чувства) Какие чувства вызвала сказка?
В работе по социально-личностному воспитанию детей необходимо опираться на психологические и возрастные особенности детей, которые заключаются в следующем:
Младший возраст:
Происходит становление эмоциональной сферы, формируются представления о самом себе, в общении ребёнок пока направлен на взрослого.
Задача – формировать положительное сочувствие отношение к героям сказки, непосредственно через сказочные образы знакомить детей с простейшими нравственными нормами. Обращать внимание детей на то, как в сказках герои проявляют любовь и заботу о старших.
В этом возрасте у ребенка усиливается потребность в общении, зарождается чувство товарищества, формируются представления о последствиях того или иного поступка. Но воспитание добрых отношений к окружающим на основе абстрактных формулировок трудна ребенку для восприятия. Поэтому обучение должно опираться на примеры из сказок, которые позволяют на ярких художественных образах объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно.
Средний дошкольный возраст (от четырех до пяти лет)
Социально- личностное развитие ребенка 4 – 5 лет связано с накоплением опыта положительного взаимодействия с окружающими, что еще не всегда получается у детей данного возраста, поэтому задача воспитателя при знакомстве со сказками учить детей оценивать поступки сказочных героев (проговаривать, проигрывать). Нравственное правило, включенное в творческий процесс, принимается детьми без назидательства со стороны взрослого.
Старший дошкольный возраст (от пяти до шести лет)
Задача педагога : помочь освоить нормы и правила социально -личностного поведения в процессе знакомства со сказками. Работая с литературным произведением воспитатель заставляет детей говорить, думать. Опираясь на их высказывания, он подводит итог, стараясь быть ближе к уровню детского понимания образа. Осмыслению нравственной стороны ситуации способствует сопоставление понятий «добро – зло», т. е. сравнение поведения положительного героя с поведением отрицательного. Большое значение имеют вопросы беседы,
проводимой после знакомства со сказкой. Они продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей понимания ими текста. Главная задача вопросов – выяснить суть нравственной проблемы, дать детям возможность выразить свое эмоциональное отношение к содержанию сказки, стремление обосновать свое суждение.
Подготовительная к школе группа(от шести до семи лет)
В конце дошкольного детства проявляется резкая дифференциация между детьми разного пола.
Задача воспитателя с помощью сказок обращать внимание мальчиков на силу и храбрость героев сказок, на то, как они защищают слабых (девочек, берут на себя работу, требующую силы, ответственности; девочкам показывать доброту, честность, трудолюбие героинь сказок.
Литература.
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб. ,1997.
2. Майер А. А. «Введение детей в проблемы социальной действи-тельности – Детство Пресс
3. Программа приобщения ребёнка к социальному миру – Дошкольное воспитание. №1- 1996- с. 59