Cветлана Ворончихина
Эмоциональная сфера старших дошкольников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личности дошкольников с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.
В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Какие бы факторы ни определяли жизнь и деятельность человека, психологически действенными они становятся только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений.
Публикация «Эмоциональная сфера старших дошкольников с нарушением интеллекта» размещена в разделах
Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы личности дошкольников с нарушением интеллекта в отечественной пси-хологии связано с именем Л. С. Выготского, который высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Утверждая, что развитие олигофренов осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития, он подчеркивал, что при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом у ребенка иное, чем в норме, и считал, что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики.
Конкретизируя диалектико-материалистическое понимание развития человека как взаимодействие организма и среды, Л. С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития», тем самым подчеркивая мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только своеобразием этой среды, но и индивидуальными особенностями ребенка, теми переживаниями, которые у него возникают. Характер этих переживаний соответствует тому, как ребенок понимает воздействующие на него обстоятельства.
Большое количество фактических материалов, освещающих эмоциональное развитие дошкольников с нарушением интеллекта, было получено благодаря совместным усилиям педагогов, клиницистов, психологов путем анализа и обобщения наблюдений, проводившихся за детьми на занятиях и в ходе режимных моментов. Эти наблюдения характеризуют особенности знаний и умений старших дошкольников с недостатками умственного развития, а также их личностные проявления, в том числе и эмоции.
Свойственные старшим дошкольникам импульсивные проявления гнева, обиды и т. п. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания, способствующего появлению у них контроля над своими поступками и действиями, помогающего формировать положительные привычки и навыки правильного поведения в быту.
Эмоциональная сфера дошкольников с нарушением интеллекта рассматривается автором в плане возможностей выработки у них личностных черт, способствующих социальной адаптации.
Позднее М. С. Певзнер, создавшая собственную концепцию олигофрении и разработавшая классификацию детей-олигофренов, высказывает суждение, что всем дошкольникам с нарушением интеллекта свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.
Эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта, особенно дошкольного возраста, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Дети-олигофрены склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, подчас резким изменениям. Однако у некоторых дошкольников наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. В ряде случаев возникающие у дошкольников эмоции неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям. Умственно отсталые дошкольники слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.
Результаты исследований показывают, что дошкольники не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты. Отношение к воспринимаемому тексту проявляется в их заинтересованности восприятие отдельных фрагментов рассказа или сказки, сочувствие героям, отрицательное отношение к их обидчикам выражаются мимикой, жестами, словесной реакцией.
Наиболее понятными для дошкольников с нарушением интеллекта являются реальные жизненные ситуации. Можно считать установленным, что, оказавшись в доступной для понимания ситуации, они способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она требуется.
Наблюдения за дошкольниками с нарушением интеллекта, а также психологические исследования убедительно свидетельствуют о своеобразии их эмоционального развития, бедности эмоциональных проявлений. И все же этот личностный компонент оказывается более сохранным по сравнению с познавательной деятельностью.
Еще одним важным аспектом изучения эмоционального развития дошкольников с нарушением интеллекта является исследование их эмоционального состояния в процессе занятий, поскольку учебная деятельность ставит перед ними достаточно жесткие требования, а ее осуществление связано с переживанием различных эмоций.
Обнаружено, что у дошкольников с нарушением интеллекта выражена потребность в чувстве покоя, безопасности, в положительных эмоциональных отношениях с окружающими. Они стремятся быть эмоционально вовлеченными в события группы. Испытывают удовольствие от удовлетворения физических потребностей (еда, движение). Вместе с тем у них наблюдается дефицит эмоционально-положительных отношений. Постоянное подавление взрослыми их эмоциональных проявлений вызывает чувство неполноценности, а также потребность в персональном внимании.
У всех дошкольников с нарушением интеллекта наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих и в признании себя.
У них прослеживается недостаток эмоционально положительных отношений и контактов с окружающими.
Агрессивное поведение дошкольников с нарушением интеллекта часто наблюдается в процессе занятий. Нередко такие дети проявляют негативизм при выполнении заданий, выражают протест в виде топанья ногами, хлопанья дверями, употребления нецензурных выражений и др. Все это отрицательно сказывается на эффективности учебно-воспитательного процесса, снижая продуктивность усвоения материала, нарушая сотрудничество между воспитателем и ребенком, оказывая негативное влияние на поведение других детей. Воспитатель, как правило, оказывается не готовым к психологически целесообразному поведению в данной критической ситуации. При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение детей нередко возникает своеобразный порочный круг: высокоагрессивный ребенок вызывает ответное, враждебное отношение к себе окружающих людей. В результате его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются, т. к. они получают поддержку со стороны агрессивных действий других людей.
Таким образом, эмоциональная сфера дошкольников с нарушением интеллекта подчинена тем же законам развития, что и нормальных детей. Однако в силу их интеллектуальной неполноценности она имеет и некоторые особенности.
Дошкольникам с нарушением интеллекта свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Эмоциональные проявления их бедны. Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания.
Однако, оказавшись в доступной для понимания ситуации, они способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она необходима.
У дошкольников отмечаются агрессивные проявления. Такие дети реактивны на внешние стимулы и отрицательно реагируют на ограничения и запреты.