Лучший педагог года

Эмоциональная сфера старших дошкольников с нарушением интеллекта

Cветлана Ворончихина
Эмоциональная сфера старших дошкольников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие личности дошкольников с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.

В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Какие бы факторы ни определяли жизнь и деятельность человека, психологически действенными они становятся только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений.

Публикация «Эмоциональная сфера старших дошкольников с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы личности дошкольников с нарушением интеллекта в отечественной пси-хологии связано с именем Л. С. Выготского, который высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Утверждая, что развитие олигофренов осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития, он подчеркивал, что при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом у ребенка иное, чем в норме, и считал, что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики.

Конкретизируя диалектико-материалистическое понимание развития человека как взаимодействие организма и среды, Л. С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития», тем самым подчеркивая мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только своеобразием этой среды, но и индивидуальными особенностями ребенка, теми переживаниями, которые у него возникают. Характер этих переживаний соответствует тому, как ребенок понимает воздействующие на него обстоятельства.

Большое количество фактических материалов, освещающих эмоциональное развитие дошкольников с нарушением интеллекта, было получено благодаря совместным усилиям педагогов, клиницистов, психологов путем анализа и обобщения наблюдений, проводившихся за детьми на занятиях и в ходе режимных моментов. Эти наблюдения характеризуют особенности знаний и умений старших дошкольников с недостатками умственного развития, а также их личностные проявления, в том числе и эмоции.

Свойственные старшим дошкольникам импульсивные проявления гнева, обиды и т. п. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания, способствующего появлению у них контроля над своими поступками и действиями, помогающего формировать положительные привычки и навыки правильного поведения в быту.

Эмоциональная сфера дошкольников с нарушением интеллекта рассматривается автором в плане возможностей выработки у них личностных черт, способствующих социальной адаптации.

Позднее М. С. Певзнер, создавшая собственную концепцию олигофрении и разработавшая классификацию детей-олигофренов, высказывает суждение, что всем дошкольникам с нарушением интеллекта свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.

Эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта, особенно дошкольного возраста, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Дети-олигофрены склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, подчас резким изменениям. Однако у некоторых дошкольников наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. В ряде случаев возникающие у дошкольников эмоции неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям. Умственно отсталые дошкольники слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.

Результаты исследований показывают, что дошкольники не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты. Отношение к воспринимаемому тексту проявляется в их заинтересованности восприятие отдельных фрагментов рассказа или сказки, сочувствие героям, отрицательное отношение к их обидчикам выражаются мимикой, жестами, словесной реакцией.

Наиболее понятными для дошкольников с нарушением интеллекта являются реальные жизненные ситуации. Можно считать установленным, что, оказавшись в доступной для понимания ситуации, они способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она требуется.

Наблюдения за дошкольниками с нарушением интеллекта, а также психологические исследования убедительно свидетельствуют о своеобразии их эмоционального развития, бедности эмоциональных проявлений. И все же этот личностный компонент оказывается более сохранным по сравнению с познавательной деятельностью.

Еще одним важным аспектом изучения эмоционального развития дошкольников с нарушением интеллекта является исследование их эмоционального состояния в процессе занятий, поскольку учебная деятельность ставит перед ними достаточно жесткие требования, а ее осуществление связано с переживанием различных эмоций.

Обнаружено, что у дошкольников с нарушением интеллекта выражена потребность в чувстве покоя, безопасности, в положительных эмоциональных отношениях с окружающими. Они стремятся быть эмоционально вовлеченными в события группы. Испытывают удовольствие от удовлетворения физических потребностей (еда, движение). Вместе с тем у них наблюдается дефицит эмоционально-положительных отношений. Постоянное подавление взрослыми их эмоциональных проявлений вызывает чувство неполноценности, а также потребность в персональном внимании.

У всех дошкольников с нарушением интеллекта наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих и в признании себя.

У них прослеживается недостаток эмоционально положительных отношений и контактов с окружающими.

Агрессивное поведение дошкольников с нарушением интеллекта часто наблюдается в процессе занятий. Нередко такие дети проявляют негативизм при выполнении заданий, выражают протест в виде топанья ногами, хлопанья дверями, употребления нецензурных выражений и др. Все это отрицательно сказывается на эффективности учебно-воспитательного процесса, снижая продуктивность усвоения материала, нарушая сотрудничество между воспитателем и ребенком, оказывая негативное влияние на поведение других детей. Воспитатель, как правило, оказывается не готовым к психологически целесообразному поведению в данной критической ситуации. При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение детей нередко возникает своеобразный порочный круг: высокоагрессивный ребенок вызывает ответное, враждебное отношение к себе окружающих людей. В результате его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются, т. к. они получают поддержку со стороны агрессивных действий других людей.

Таким образом, эмоциональная сфера дошкольников с нарушением интеллекта подчинена тем же законам развития, что и нормальных детей. Однако в силу их интеллектуальной неполноценности она имеет и некоторые особенности.

Дошкольникам с нарушением интеллекта свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Эмоциональные проявления их бедны. Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания.

Однако, оказавшись в доступной для понимания ситуации, они способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она необходима.

У дошкольников отмечаются агрессивные проявления. Такие дети реактивны на внешние стимулы и отрицательно реагируют на ограничения и запреты.

Публикации по теме:

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на красоту деревьев зимой. Какие стоят деревья? Чем покрыты деревья? (снегом). Красивы.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектаКоммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Подготовила учитель – дефектолог Фехретдинова И. А. МАДОУ «Детский.

Консультация для родителей старших дошкольников «Эмоциональная сфера»Консультация для родителей старших дошкольников «Эмоциональная сфера» Многие родители ошибаются, думая, что главное при подготовке к школе является интеллектуальная область, а значит, на нее и нужно обращать.

Мастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллектаМастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллекта Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я каждый раз тщательно продумываю каждое занятие. Возможности этих детей не столь.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональная сфера старших дошкольников с нарушением интеллекта
Опубликовано: 22 октября 2023 в 05:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональная сфера старших дошкольников с нарушением интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Ворончихина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД