Екатерина Савинич
Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
(Н. Я. Кушнир). Первый этап в начале года
Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей шестого года жизни
(Н. Я. Кушнир)
(сентябрь - октябрь)
1. Вопросник на осведомленность:
- Как тебя зовут? Как твоя фамилия?
- Сколько тебе лет? Когда исполнилось?
- Как зовут твоих родителей?
- Как называется город (село и т. п.) где ты живешь?
- Каких ты знаешь домашних животных? Каких - диких животных?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
Публикация «Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей» размещена в разделах
- Что остается на земле после дождя?
- Чем отличается день от ночи?
- Хочешь ли ты идти в школу?
- Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
- Как, по-твоему, лучше учиться дома, с мамой или с учительницей?
Оценка результатов.
По результатам беседы в протоколе после номера каждого вопроса ставится знак «+» или «-».
Знак «+» ставится при следующих ответах:
№ 1-4: верный ответ (в том числе если называются уменьшительные имена);
№ 5: названо не менее двух домашних животных, не названы дикие вместо домашних и наоборот;
№ 6: «весной», «когда зима кончилась» и др. ;
№ 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и др. ;
№ 8: «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят», и др. ;
Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определятся на основе подсчёта числа «плюсов» по вопросам № 1-8: «высокий» - 7 -8 плюсов;
«средний» - 5 6 плюсов;
«низкий» - 4 и менее.
2. Методика «Дополнение фраз» выявляет способность устанавливать причинно-следственные связи.
Инструкция к проведению
Психолог обращается к ребенку: «Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты будешь заканчивать. Давай попробуем. Если кусочек льда принести в комнату, то … Продолжай»». Можно задать вопрос: «Что случится?». Если ребенок не понял правила игры, предложите ещё одно предложение. «Воспитательница похвалила мальчика, потому что …». Затем ребенку предлагается 10 тестовых фраз.
1. Мальчик весело смеялся. потому что.
2. Если зимой будет очень сильный мороз, то.
3. Если взлететь высоко, как птица, то.
4. Девочка стояла и плакала, потому что.
5. Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что.
6. Если наступит День рождения, то.
7. Девочка стояла одна около дома, потому что.
8. Если весь снег растает, то.
9. В комнате погас свет, потому что.
10. Если пойдет сильный дождь, то.
В процессе тестирования не следует торопить ребенка с ответом. Если ему трудно, можно использовать дозированную помощь, одобрение: «Молодец, ты обязательно ответишь. Ты всё знаешь. Как считаешь нужным, так и говори!». Наводящих вопросов задавать не следует.
Оценка результатов:
Правильный ответ – в содержании ответа даны причина или следствие предложенной ситуации. Например, «Мальчик весело смеялся, потому что ему было смешно»; неверный ответ: «Потому что снег растаял».
3 балла – 1-2 ошибки;
2 балла – 3-4 ошибки;
1 балл – более 5 ошибок.
3. Отношение к школе:
- хочешь ли ты ходить в школу?
- почему ты (не) хочешь идти в школу?
- как надо готовиться к школе?
- какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду?
- хочешь ли ты еще остаться в детском саду, дома?
- кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе: учительница, воспитательница, мама?
- в какой школе ты бы хотел учиться: где дети много читают, пишут, считают, или где дети много рисуют. играют, поют, танцуют?
4. Методика «Самое непохожее» выявляет способность вычленять совокупность признаков в предметах.
Есть 8 геометрических фигур (2 больших квадрата - синий и красный, 2 маленьких квадрата - синий и красный, 2 больших круга - синий и красный, 2 маленьких круга - синий и красный) педагог показывает 1 фигуру, ребенок из оставшихся подбирает самую непохожую по форме, цвету, размеру.
Оценка результатов:
3 балла – по трем признакам;
2 балла – по двум признакам;
1 балл – по 1 признаку и менее.
5. Методика «Четвёртый лишний» выявляет способность детей находить обобщающее понятие для трех объектов.
Инструкция к проведению
Ребенку предлагается рассмотреть изображение четырех картинок, три из которых объединены между собой по понятийному признаку. Ребенку необходимо указать на картинку, которая является лишней. Если выбор сделан, обосновать его «Почему?».
Оценка результатов:
3 балла – исключает предметы по понятийному признаку, мотивирует выбор;
2 балла – исключает предметы на функциональном и понятийном уровне, не всегда может обосновать выбор;
1 балл – обосновать не может.
6. Методика «Назови одним словом» выявляет уровень сформированности понятий
Инструкция к проведению
«Я буду говорить тебе слова. Тебе надо подумать и назвать их одним словом».
1. тарелки, миски. (посуда)
2. столы, стулья, диваны.
3. рубашки, брюки, платья.
4. воробьи, гуси, голуби.
5. караси, щуки, окуни.
6. малина, земляника, вишня.
7. башмаки, галоши, валенки.
8. супы, каши, кисели.
9. одуванчики, розы, ромашки.
10. березы, липы, ели.
11. морковь, капуста, огурцы.
12. яблоки, груши, мандарины.
13. танкисты, пехотинцы, артиллеристы.
14. столяры, маляры, плотники.
Оценка результатов:
3 балла – 1-2 ошибки
2 балла – 3-4 ошибки
1 балл – 5-6 ошибок
7. Последовательность событий. Выявляет способность устанавливать логическую последовательность событий.
Инструкция к проведению.
Предложить ребенку рассмотреть 4-5 картинок, расположенных в случайном порядке. Затем попросить разложить их по порядку и рассказать, что получилось.
Оценка результатов:
3 балла – выстраивает картинки в логической последовательности, дает обоснование;
2 балла – нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибку;
1 балл – нарушает логическую последовательность, обосновать не может.
Дифференциация по итоговому уровню
12-15 баллов – высокий уровень, 9-11 баллов – средний, 0-8 баллов – низкий.