ольга литвиненко
Эксперименты с детьми летом
▼ Скачать + Заказать документы
В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Публикация «Эксперименты с детьми летом» размещена в разделах
Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Тема: Вертушка.
Задачи: помочь детям выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Оборудование: вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка (в группе)
Содержание: Воспитатель показывает детям вертушку в действии. Почему она вертится? (предположения детей).
Воспитатель предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.
Затем организует игры с вертушкой на прогулке; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.
Вывод: ветер ударяет в лопасти вертушки, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки.
Тема: Мыльные пузыри.
Задачи: Опытным путем продемонстрировать свойства мыльных пузырей; создать условия для самостоятельного экспериментирования.
Материалы, оборудование: мыльные пузыри, шерстяная варежки или перчатки, резиновая перчатка, бумага, хлопковая варежка.
Содержание. Воспитатель загадывает детям загадку
В мыльной воде родился,
В шарик превратился.
К солнышку полетел,
Да не долетел – лопнул!
Что это? (Мыльный пузырь).
Опыт 1. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что поможет удержать мыльный пузырь в руке. По очереди дети дают возможность опуститься пузырькам на разные поверхности.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что мыльный пузырь «поймала» только шерстяная варежка. Он не лопнул. Почему так произошло? Пленка мыльного пузыря стремиться сохранить форму шара, т. е. в ней есть поверхностное натяжение. Это делает пузырь упругим. На шерстяной варежке есть много ворсинок. Пузырь от них немного отталкивается (подобно мячу) и словно «зависает» в воздухе. Добавление сахара в раствор для пускания мыльных пузырей увеличивает их прочность, т. к. поверхность натяжения увеличивается. Поверхность натяжения – это стремление пленки принять «правильную» форму – форму шара.
Опыт 2. «Мыльный пузырь в холод» Очень интересно выдувать мыльные пузыри на улице при низкой температуре. Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки.
Тема: Воздух-невидимка
Задачи: дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для определения свойств воздуха; побуждать устанавливать функциональные связи между объектами и явлениями.
Материалы, оборудование: полиэтиленовый пакет, трубочка, стакан, банка с водой, пробка, пластмассовая бутылка, не надутый шарик.
Содержание:
Воспитатель загадывает загадки о явлениях природы.
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем»
– Что это? (воздух)
– Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)
– Сделаем глубокий вдох, затем выдох. Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)
– Ребята, а вы видите воздух? (нет)
– Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас.
– А почему мы его не видим? (он прозрачный, через него все видно)
– Значит, какого он цвета? (бесцветный)
Опыт 1.
– Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (выходят пузырьки)
Вывод: Воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт 2.
Налейте пол миски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Вывод: Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды.
Тема: Уличные тени.
Задачи: Помочь детям подметить, как образуется тень, опытным путем познакомить детей с её зависимостью от источника света и предмета;
Ход опыта: Взрослый предлагает детям отгадать загадку про тень:
От кого мои друзья
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами ходит… (тень)
Воспитатель с детьми рассматривают образование тени на улице: днем - от солнца, вечером - от фонарей и утром - от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми : когда появляется тень (когда есть источник света, что такое тень, почему она образуется (это темное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее).
При рассматривании теней дети выясняют:
- от одного предмета (например, от самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько) источников света (лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречают преграду, не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень);
- чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером);
- по мере удаления от источника света тень удлиняется, и контур становится менее четким;
- очертание предмета и тени схожи;
- чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
Тема: Как пчелы переносят пыльцу
Задачи: помочь детям выявить опытным путем как происходит процесс опыления у растений; побуждать устанавливать функциональные связи между объектами и явлениями.
Материалы, оборудование: ватные шарики или ватные палочки, порошок-краситель двух цветов, лупы, коллекция насекомых.
Содержание: Дети рассматривают строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками).
Опыт В качестве насекомого используют ватные шарики или ватные палочки. Имитируя движения насекомых, дети прикасаются ватными шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца). Дети составляют модель зависимости растений от животных.
Вывод: Строение тела насекомых позволяет переносить пыльцу к цветам растений.
Тема: Почва
Задачи: вовлекать детей в исследовательскую объектов неживой природы (почвы, песка, глины); способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для определения их свойств воздуха; подводить к самостоятельным заключениям.
Материалы, оборудование: формочки, ведерки с водой, лопатки, палочки, увеличительное стекло.
Содержание: обратите внимание, что солнышко пригрело почву – она оттаяла и оживает. Сквозь землю пробивается первая зеленая травка. По утрам еще холодно, а днем становиться теплее. На солнце где сошел полностью снег, почва мягкая.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны. И. Токмакова
Опыт 1. «Состояние почвы в зависимости от температуры». В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая, полить землю (как будто прошел дождь, предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Опыт 2. «Где мягче?» Воткнуть в почву на солнечной стороне палочку, сделать отметку; затем попробовать проткнуть почву в тени. Потрогать землю на солнце и в тени.
Опыт 3. «Состояние почвы» Лопатками насыпать почву в коробочки, взятую в разных уголках участка или территории детского сада. Рассмотреть цвет. Потрогать руками на ощупь: шершавая, не шершавая, гладкая, твердая, мягкая и т. д? Рассмотреть в увеличительное стекло из чего состоит.
Опыт 4. «Какую грязь легче отмыть?» Предложить детям после дождя пройти в резиновых сапогах по песчаной дорожке и по глинистой. Что быстрее отмывалось песок или глина? Почему?
Опыт 5. «Водопроницаемость песка и глины» Налить воду в лунку с песком.
- Каким он стал? (Влажным, мокрым).
- Куда исчезла вода? (Она спряталась между песчинками).
- В какой песок легче входит палочка? (в сухой). Налить воду на землю.
- Как впитывается вода? (Медленнее, чем в песок. Часть воды остается на глине.) Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.