Светлана Владимировна Могильникова
Свойства воды, снега, льда. Эксперименты и опыты со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперименты и опыты со старшими дошкольниками
(свойства воды, снега, льда)
Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.
Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств воды, снега, льда, развивают мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы “как” и “почему”.
Выявление свойств воды
Цель Содержание Вывод
1 2 3
Публикация «Свойства воды, снега, льда, Эксперименты и опыты со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Старшая группа
- Темочки
1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной. 1. Во время мытья рук изменить температуру воды
2. Взять три чайника с водой разной температуры. Предложить определить, какая вода в чайнике. Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить, какая вода (она не должна быть слишком горячей). Вода может быть холодной, теплой, горячей.
1. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачна. Взять два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стакана опустить монетку или камушек. В стакане с водой камушек виден - вода прозрачная. В стакане с молоком камушка не видно - молоко не прозрачное.
• Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса. 1. Сравнить на вкус воду, молоко, сок.
2. Взять два стакана с водой. Попробовать воду. Затем положить в один стакан сахарный песок, в другой - соль. Вода изменилась на вкус: в одном стакане - сладкая, в другом - соленая.
1. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха. Сравнить запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов. Вода не имеет запаха.
• Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь. Взять разные сосуды, переливать воду из одного в другой. В один из сосудов положить твердый предмет (кубик, переместить предмет из одного сосуда в другой. Вода жидкая - течет.
• Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие—нет. Взять два стакана с водой. В один положить обычный речной песок, а в другой—сахарный. Размешать. (Можно использовать соль, шипучие таблетки-витамины, твердые предметы, акварельные краски). Сахарного песка не видно—растворился в воде, речной песок опустился на дно стакана—не растворился.
• Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. 1) Взять деревянный кубик, определить форму, меняя место его расположения (на руке, в стакане, на тарелке)
2) Налить воду в сосуды разной формы. Форма кубика не меняется.
Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Жидкая вода не имеет формы.
• Подвести детей к пониманию трех состояний воды. Взять три колбочки с водой: одну поместить в морозильную камеру или вынести на мороз, вторую оставить в группе, третью подержать над спиртовкой. В первой—лед, во второй—вода, а в третьей—пар.
• Подвести детей к выводу, что вода испаряется. 1) Налить в неглубокую мисочку воды (лучше подкрашенной) и оставить на несколько дней. Следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.
2) Поставить мисочку с одинаковым количеством воды в разных местах : в теплом и холодном.
3) Взять одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставить их в одинаковых условиях.
4) Растворить в стакане с водой соль и сахар и оставить на некоторое время.
5) Накрыть большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух. Вода постепенно испаряется.
Вода в теплом месте испаряется быстрее, чем в холодном.
Вода испарится быстрее из мелкой мисочки.
Вода испарится, на дне стакана останутся следы соли и сахара.
На стенках пакета появятся капельки воды. Вода испаряется с поверхности листа растения.
Выявление свойств снега и льда
Цель Содержание Вывод
1 2 3
1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. Принести снег и лед в помещение. Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.
2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Взять горсть снега и положить на ладонь, затем—на ладонь в варежке. Снег растает.
3. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха. В морозный день предложить детям слепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить им слепить снежки. Лепится влажный снег. Влажным снег бывает при слабом морозе.
4. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину. Вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу; покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба. Снег защищает растения от холода.
5. Дать детям понятие о загрязнении снега и воды. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым покрыт стакан. На бумажном фильтре останутся следы; снег грязный.