Юлия Венцель
Экспериментирование в подготовительной группе. Комплексное занятие «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие на тему "Вода". На эту тему придумано и опубликовано великое множество конспектов и планов занятий. Хочу представить еще один) Надеюсь, что будет интересно и пригодится кому-то в подготовке и проведении открытого занятия. Опыта публикаций у меня пока нет, поэтому, это мои, так сказать, пробы пера). Ну, что ж, приступим. Занятия я проводила с воспитанниками подготовительной группы. Дети уже многое знают, умеют, поэтому основной моей задачей было заинтересовать их этой, совсем не сложной и знакомой темой. Кое что я нашла на просторах интернета, кое что придумала и создала сама. В целом занятие прошло очень интересно и хорошо, не смотря на то, что дети участвовали все сразу, одновременно, но разделены по разным этапам эксперимента. Сам файл презентации я, надеюсь прикрепился. Здесь выложу фотоотчет с нашего занятия. В общей сложности занятие проходило порядка минут, дети были заняты разными формами деятельности, поэтому не устали.
Публикация «Экспериментирование в подготовительной группе, Комплексное занятие „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- делаем панно "Подводный мир"
- рассматриваем каплю воды под микроскопом
опыт с водой и бумагой
- какие птицы живут рядом с водой
- какие клювы у птиц, живущих на водоемах
- опыт с клювами. Как и чем питаются птицы водоемов.
- как проводит стебель воду.
Комплексное занятие "Водные пространства и их обитатели"
Игра «Сколько требуется квадратов для мозаики?»
Воспитатель предлагает детям прочитать слово и посчитать, сколько потребуется квадратов, чтобы выложить первые две буквы, затем следующие две.
Вопросы:
• Кому нужна вода?
• Зачем растениям вода?
• Как они ее получают?
• Для чего человеку нужна вода?
• Почему без воды человеку не прожить?
• Вода может находиться в трех состояниях. Назовите их.
• Что произойдет со льдом, если его взять в ладонь? Почему?
• Какие превращения происходят с водой, если температура высокая?
• Назовите условия, при которых полы в доме после мытья высохнут быстрее?
• Может ли человек пить морскую воду? Почему?
• Назовите животных, которые обитают в морских глубинах.
• Почему надо беречь природные запасы воды?
Игра «Угадай, кто я?»
• Соедините точки одной линией (не отрывая руки)
• Дополните рисунок рыбками так, чтобы их стало три, уменьшающихся по размеру.
Упражнение «Выполни штриховку»
Панно «Морские глубины»
Воспитатель предлагает детям сделать рыбку из кругов разного диаметра. Дети работают под руководством учителя, самостоятельно выбирают цвет бумаги. Затем составляют коллективное панно.
Физкультминутка
Вышла жаба погулять,
Начал ветер утихать
(Ходьба на месте)
Скачет вниз она по склону,
Средь травы, цветов, кустов.
(Прыжки на месте)
Жаба важная устала,
Хочет спрятаться в воде.
(Ходьба на месте)
Замерла среди травы,
А теперь замрем и мы!
(Дети садятся)
Игра «Слушаем и размышляем»
ЖАДНАЯ ЖАБА
ЖИЛИ-БЫЛИ ВАЖНЫЙ Жук, осторожный УЖ и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу :
- Надо бы нам крышу покрасить.
-Покрасить можно, - говорит осторожный Уж. - Только какой краской?
- Жёлтой,- важно сказал Жук.
- Но у нас нет желтой краской.
-Ну, тогда, оранжевой!
- И оранжевой тоже нет.
- Пойдем, попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.
А жадная Жаба в это время ела джем из жбана.
Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.
- Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?
- Не дам!- отвечает Жаба. - Жалко краску.
Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель, да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу – прыг в бочку оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
- Пожалейте меня, несчастную-ю!
Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.
(по Г. Юдину)
Вопросы и задания:
• Почему сказка называется «Жадная Жаба?»
• Назовите героев этой сказки.
• Что случилось с Жабой?
• Почему никому не было жалко Жабу?
• Прочитайте пословицы:
Худо тому, кто добра не делает никому.
Шила в мешке не утаишь.
• Докажите, что одну из этих пословиц можно использовать для характеристики поведения Жабы.
• Какие звуки чаще всего встречаются в сказке? Как вы думаете, почему?
• Какими звуками обозначаются эти звуки?
• Потренируйтесь в написании этих букв.
• Назовите лова из сказки, в которых есть звуки [ж], [ш].
• Напишите в тетрадях слова: жаба, жук, шмель, жадина, джем.
Игра «Что общего?»
• Береза и рябина;
• Ромашка и одуванчик;
• Жук и бабочка;
• Яблоко и груша;
• Ветер и радуга;
• Море и океан.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытные существенные связи с явлениями природы. Представленные эксперименты и опыты направлены на развитие поисково-познавательной деятельности детей 5-7 лет и предполагает решение следующих задач:
• Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей утем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Почему у водоплавающих птиц такой клюв? Игра-эксперимент. Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы).
Цель: определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Игровой материал: зерно, макет клюва утки, макет клюва цапли, емкость с водой, крошки хлеба, иллюстрации птиц.
Ход игры: Воспитатель на иллюстрациях птиц закрывает изображения их конечностей. Дети выбирают из всех птиц водоплавающих и объясняют свой выбор (у них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли – длинные клювы; у у гусей, уток, лебедей – плоские, широкие клювы). Дети выясняют, почему у птиц разные клювы (аисту, журавлю, цапле надо доставать лягушек со дна; гусям, лебедям, уткам – вылавливать корм, процеживая воду). Дети выбирают макет клюва. Воспитатель предлагает с помощью выбранного клюва собрать корм с земли и из воды. Результаты объясняют.
Нужен ли зимой растениям снег? Эксперимент. Характерные особенности сезонов.
Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
Материал для эксперимента : емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности.
Ход эксперимента : Воспитатель рассказывает сказку «Мороз Иванович», обращая внимание на тот эпизод, когда девочка взбивает снежную перину и обнаруживает под ней растения. Воспитатель предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а вторую под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что лучится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега, могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает его условным знаком «нет снега». Весной можно наблюдать за появлением растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.
Что внутри? Эксперимент. Строение, значение, функции, видоизменения частей растений.
Цель: установить, почему стебель может проводить воду к листьям. Подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.
Материал для эксперимента : стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, любое растение, алгоритм деятельности.
Ход эксперимента : дети рассматривают растение, любуясь на сочную зелень. Выясняют, как вода из корешков поднимается к листочкам (она прошла через стебельки). Уточняют, что для этого должно быть в стебельках (отврстия) предположения проверяют, рассматривая срез стебля петрушки или моркови через лупу. Сжимают пальцами стебель, выясняют, что в нем есть вода. Рассматривают с помощью лупы деревянные бруски. Погружая в воду, определяют наличие в брусках отверстий для прохождения воды.