Ванда Саакян
Конспект занятия «Экспериментирование по сказке «Иван Царевич и Серый волк»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по русской-народной сказке «Иван Царевич и Серый волк»
Материалы и оборудование: белый лист бумаги, стакан с молоком, чашка кофе, сосуды разной формы и размеров, воронки, стаканчики с неочищенной водой, бумажные фильтры или ватные диски, стаканчики.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, океанов; чтение сказки «Иван Царевич и Серый волк»; загадывание загадок о воде; беседы «Для чего необходимо очищать воду», «Кому вода необходима для жизни?», «Если использованную воду не очищать, что произойдет?».
Публикация «Конспект занятия „Экспериментирование по сказке „Иван Царевич и Серый волк“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Ход занятия:
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
На плите у нас кипит
Говорят, она везде!
Паром чайника шипит
В луже, в море, в океане
Без неё нам не умыться,
И в водопроводном кране,
Не наесться, не напиться
Как сосулька замерзает,
Смею я вам доложить
В лес туманом заползает,
Без неё нам не прожить.
Что же такое вода, давайте вспомним?
Дети: Вода – это жидкость. Она течет по рекам, есть в озёрах, морях, океанах, она везде.
Воспитатель: Вода имеет форму?
Ответы детей.
Воспитатель: Нет, не имеет, верно! Ее можно наливать в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой (ответы детей). Дети переливают воду в разные сосуды и пробирки разной формы. Какой вывод можно сделать?
Дети делают вывод: Вода – это жидкость, и она не имеет формы.
Воспитатель: Вода имеет цвет?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? Сейчас мы это проверим. (На столе белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой). Какого цвета молоко? (белого).
А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет).
Дети делают вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Физминутка «Капельки воды»
Я вас превращаю в капельки воды.
Встанем в круг, возьмемся крепко за руки. Представим что нам очень холодно. Во что мы превратимся? (в лед). Да, станем твердыми, крепко держимся за руки, как ледышки.
Вообразим, что наступила весна, мы согрелись, опять превратились в капельки, капельки соединились в ручьи и побежали. (Дети начинают движение по кругу, ускоряясь)
Стало ещё теплее, капельки превращаются в пар, который разлетается в воздухе. (Дети кружатся каждый сам по себе, и бегут на свои места).
Воспитатель: Так какой может быть вода?
Дети: Вода может быть твёрдой лёд, жидкой и парообразной.
Воспитатель: С детства из народных сказок все помнят о живой воде, обладающей необычными, целебными свойствами. Например «Иван Царевич и Серый Волк» : «Ворон брызнул мертвой водой - тело срослось, соединилося; брызнул живой водой - Иван-царевич вздрогнул, встал и заговорил».
В жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных, но есть и «мертвая» вода – грязная. Откуда берется «мертвая» вода? (предположения детей) Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей.
Ребята, помните сказку «Аленушка и братец Иванушка»? Где братец напился воды из лужи и стал козленочком. Так вот, как вы думаете, он пил живую или мертвую воду? Как вы думаете, если человек будет пить такую воду, он может заболеть?
Воспитатель: В мёртвой воде есть частицы песка, болезнетворные микробы и бактерии. Если человек будет пить такую воду, то он не только в «козлёночка» превратится, но и, как по мановению волшебной палочки, может, очутиться в больнице, и там его уже будут лечить врачи, так как эти микробы и бактерии несут в себе заболевания!
А теперь внимание! Ребята, оказывается, «мёртвую» воду можно превратить в «живую». Хотите узнать, как это сделать? (Да). Тогда продолжаем экспериментировать.
Воспитатель: У нас есть вата, салфетка, плотная тряпка, воронки, чистые стаканы, проба с грязной водой, стеклянные палочки. Возьмём воронку, вложим в нее салфетку и начнем пропускать грязную воду через воронку.
Посмотрим, что получилось?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: А что стало с салфеткой?
Дети: Стала грязной.
Воспитатель: Этот опыт провела я. А сейчас вы сами очистите грязную воду с помощью ватного диска. Мы понаблюдаем. Значит, как можно очистить от грязи воду?
Дети: С помощью ваты, ткани, салфетки.
Воспитатель: Вату, салфетку, плотную ткань – можно назвать фильтром, так как мы воду фильтровали, то есть очищали от грязи. Повторим, с каким новым словом познакомились? (Фильтр)
Воспитатель: Вы узнали о самом простом способе фильтрования воды. Но есть и другие, более сложные. Ведь вода, которая попадает в наши квартиры по водопроводным трубам, тщательно фильтруется. Ее очищают на водоочистительных станциях. Из воды удаляют частицы грязи, водоросли, микробы. Но и такую очищенную воду нужно обязательно фильтровать через специальные домашние фильтры, а потом кипятить. Ведь кипячение убивает микробов.
Воспитатель: Вот у нас получилась чистая «живая вода» (показывает стакан с отфильтрованной водой). Такой водой, которую принес ворон в сказке «Иван царевич и Серый волк», чтобы спасти Царевича от гибели.
Викторина по сказке
«Иван Царевич и Серый Волк»
1. Что росло в саду у царя Берендея?
а) Пурпурная роза;
б) яблоня с золотыми яблоками;
в) апельсиновое дерево.
2. Кто повадился воровать фрукты в царском саду?
а) Конек-Горбунок;
б) Сивка-Бурка;
в) Жар-птица.
3. Какую памятку от Жар-птицы принес отцу Иван-царевич?
а) Её голос;
б) её перо;
в) её свет.
4. Поскакали царские сыновья искать Жар-птицу. Иван устал в дороге и заснул. Что в это время случилось с его конем?
а) Конь убежал домой;
б) конь превратился в Жар-птицу;
в) кто-то съел коня.
5. Почему Серый Волк согласился служить Ивану-царевичу верой и правдой?
а) Никто, кроме него, не знал, где находится Жар-птица;
б) ему было жалко царевича, так как он съел его коня;
в) он был послан вражеской разведкой и был обязан внедриться к царевичу в помощники.
6. Что Волк велел Ивану-царевичу не трогать у Жар-птицы?
а) Хвост;
б) нос;
в) клетку.
7. Какую службу надо было сослужить Ивану для царя Афрона за то, что он пытался утащить у него птицу?
а) Забрать у царя Кусмана Златогривого коня;
б) выкрасть у царя Туркана еще одну Жар-птицу;
в) взять у царя Романа золотую табакерку.
8. Что Иван не должен был трогать у Златогривого коня?
а) Хвост;
б) уздечку;
в) попону.
9. На что царь Кусман согласился поменять коня?
а) На Серого Волка;
б) на Елену Прекрасную;
в) на смерть Кощея.
10. Что Ивану-царевичу нельзя было трогать у Елены Прекрасной?
а) Косу;
б) туфельку;
в) Волк сам отправился за Еленой, Ивану вообще не пришлось ничего делать.
11. Ивану жалко было расставаться с Еленой Прекрасной. Что же предложил сделать Волк?
а) Не ехать к царю, а сбежать за границу;
б) спрятать Елену в лесу, а Волк пока обернется ею;
в) найти любую крестьянскую девушку и переодеть её в одежды Елены.
12. Что случилось с Иваном-царевичем при подъезде к родительскому дому?
а) Его ранили разбойники;
б) его обворовали лесные грабители;
в) его убили братья.
13. Кого Серый Волк отправил за мертвой и живой водой для Ивана-царевича?
а) Кота;
б) ворона;
в) медведя.
14. Что сделалось с братьями, когда Иван с Волком их нагнали?
а) Иван простил их, и они вместе поехали домой;
б) Волк отвез их подальше в лес и там оставил;
в) Волк растерзал их.