Сенькина Людмила
Конспект занятия по экспериментированию «Песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Песочная страна»
Цель: через игры и опыты научить детей старшего дошкольного возраста определять физические свойства песка.
Задачи:
• Формирование первичных представлений о песке и его свойствах, формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов. Соблюдать меры безопасности.
• Развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Песочная страна“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
• Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов, поощрение инициативности, учить ребёнка высказывать свои определения.
Оборудование для экспериментирования : фартуки и нарукавники, песочница с песком, фигурки из киндер-сюрприза, трубочки, лупа, листы белой бумаги, одноразовые стаканы, ложки, формочки, воронки, салфетки, бутылочки с водой, палочки, тарелочки с песком, световые столы, украшение для картины, демонстрационный материал, магнитные доски, медали для детей «Юный учёный».
Ход занятия:
Организационный момент
Приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
В-ль: Мы с вами будем настоящими учеными. Будем делать опыты и эксперименты. А с чем - я сейчас скажу, а вы отгадаете.
Из камней он появился,
Зернами на свет родился.
Желтый, красный, белый и немножко серый.
Я люблю из него лепить, а еще ножками ходить.
Он бывает и речной, и морской…
Как вы думаете, что это такое?
Дети: Песок
В-ль: Вы настоящие ученые и вы прекрасно знаете правила безопасности порядка во время исследований (карточки «Правила безопасности в лаборатории»
• Содержать своё рабочее место в порядке
• Во время занятий с песком одеть фартуки и нарукавники
• Грязные руки вытирать салфеткой, не дотрагиваясь до лица, до глаз, до рта.
Нельзя песок бросать в лицо
• Каждый исследователь экспериментирует на своем рабочем месте, не мешая соседу
• После экспериментов нужно помыть руки
В-ль: Вот какие правила, не будем их нарушать! И угодим нашей ученой сове.
Я вас приглашаю, вот к этому загадочному столу. Давайте, встанем вокруг стола. (Дети встают вокруг стола). И мы с вами попадем в песочную страну, для этого протянем ручки, повернем свои ладошки.
А я произнесу волшебные слова:
Куда мы с вами попадем, узнаете вы скоро!
В стране песочной мы найдем помощников весёлых!
В-ль: Посмотрите, что я вам приготовила. (Воспитатель открывает песочницу) Что же это?
Дети: Песок
В-ль: Положим ручки на песок. Какой песок?
Ответы детей.
В-ль: Давайте, в песочной стране найдем жителей. И кто же это?
Ответы детей.
В-ль: Удивим наших жителей песочной страны и расскажем им о свойствах песках. А я вас приглашаю в песочную лабораторию, вы приглашайте своих маленьких друзей!
Основная часть занятия.
В-ль: А что такое лаборатория?
Ответы: специальный кабинет, где проводятся исследования, ставят опыты, эксперименты.
Посмотрите, у вас на столах оборудование. Перед вами лежит на подносе: лупа, 2 стакана, ложка, формочки, воронка, салфетки, бутылочка с водой, палочка и трубочка, тарелочки с песком.
Всё это пригодиться нам в нашем экспериментировании. 1. Из чего состоит песок? ( Материал: тарелочки с песком, листы белой бумаги, лупы). Насыпаем песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
• Из чего состоит песок? (Зёрнышек – песчинок)
• Как выглядят песчинки?
• Похожи ли песчинки одна на другую?
• Как в природе появляется песок?
Вывод: И так, ученые! Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
2. Какой бывает песок? ( Материал: на одной тарелочке сухой песок, на другой – сырой, трубочка). Прикоснемся рукой к песку, который лежит на желтой тарелочке.
• Какой песок? Песок сухой. (В-ль показывает картинку с изображением солнышка, значит песок сухой) Подуйте на песок через трубочку. Частички рассыпаются. Песок двигается.
• Какой песок? Песок мокрый. (В-ль показывает картинку с изображением капельки, значит песок мокрый)
Какого цвета песок? Сухой светлый. Сырой темный.
3. Легко ли сыпется песок? ( Материал: тарелки с песком, стакан, воронка, ложка) Наберем в ложку песка и пропустим его через воронку.
• Легко ли сыпется сухой песок?
• Сыпется ли мокрый песок?
Вывод: И так, ученые! Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. Образуется конус, он растет в высоту. Сырой песок не сыпется.
4. Какой песок принимает любую нужную форму? ( Материал: различные формочки). Сделаем фигурки на сухом и сыром песке.
• Какие фигурки получились?
• Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. А когда фигурки из мокрого песка высохнут, песок рассыпается.
5. Куда исчезла вода? Растворяется ли песок? ( Материал: 2 стаканчика, ложка, вода в бутылочке) В стаканчики с песком нальём воду.
• Каким стал сухой песок?
• Куда исчезла вода?
• Растворился ли песок в воде?
Вывод: вода быстро впитывается в песок, сухой и мокрый песок не растворился.
Физминутка «Краб – капитан»
В-ль: Уважаемые ученые, спросите у своих друзей, песочных жителей, понравились им опыты?
Дидактическая игра «Волшебные рисунки» - формирование воображения и творческой активности при рисовании на доске с песком.
Итог занятия
В-ль: Молодцы, ученые! Наши исследования закончились. Но я думаю, вы еще узнаете много неизведанного. Вам понравилось в песочной стране? А ученой сове понравились вы и ваши опыты.
-Давайте, оставим песочных жителей в гостях в разноцветной стране, им там очень понравилось.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Ответы детей
- С каким природным материалом мы сегодня познакомились, проводили опыты. Ответы детей
- А вы сейчас рисуете на каком песке? А на мокром песке можно рисовать? Ответы детей
-Понравилось вам в лаборатории ученой совы? Благодарю вас за участие в научных экспериментах. Каждому из вас присваивается звание юного ученого и заслуживаете медали.
Я предлагаю вам помыть руки, не забывая правила исследователей.