Наталия Голянина
Экспериментирование — один из видов познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Экспериментирование - один из видов познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
2слайд
Публикация «Экспериментирование — один из видов познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников : Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
• Вызвать интерес к поисковой деятельности.
• Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
• Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
• Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
• Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : Например, педагогам и родителям стоит рассматривать лужу как «источник» познания : и не бояться, что дети перемажутся или ноги промочат.
В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если., почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:
3 слайд
• Принцип психологической комфортности - заключается в снятии стрессовых факторов;
• Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
• Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
• Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
• Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
• Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка).
Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.
Поэтому мы используем в работе все существующие разновидности экспериментов :
4 слайд
Случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
Плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
Эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ.
В работе по экспериментированию с дошкольниками необходимо учитывать следующие моменты:
5 слайд
- Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.
- Для детей дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных.
- За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами.
Поэтому педагог сам отбирает содержание для выполнения следующих задач:
6 слайд
Для детей 2-3 лет : Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания причины и т. д.
7 слайд
Для детей 3-5 лет : Продолжать развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
8 слайд
Для детей 5-7 лет : Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.
Из этого складывается структура детского экспериментирования :
9 слайд
- Проблемная ситуация
- Целеполагание (что нужно сделать)
- Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
- Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
- Формулирование выводов
- Возникновение новой гипотезы (как получилось)
- Реализация в действии
- Формулирование выводов (как получилось)
Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент :
10 слайд
Физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
Природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
Социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
Познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
Лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. Экспериментирует со словами;
Личностный: узнает свои личные возможности;
Волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
Поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Таким образом. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
Задача воспитателя - поддержать этот интерес и создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.