Елена Лупанова
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
С самого рождения ребенок является первооткрывателей, исследователем окружающего мира. А особенно ребенок – дошкольник.
Всем известная пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
Покажи и я запомню,
дай попробовать и я пойму».
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Чем активнее ребенок исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Таким образом, экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, расширяет кругозор, обогащает знания о природе и свойствах разных материалов.
Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность ответить на вопросы (Почему? Зачем? Как? Что будет, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Для организации опытно-экспериментальной деятельности детей в нашей группе создана мини-лаборатория «Фикси - лаборатория», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования : специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый и природный материал (песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупы, пипетки, свечи, шприцы без игл, резиновые груши, пробирки и колбы, песочные часы, весы, магниты, микроскоп). Приобрели фартуки и клеенки для защиты одежды и рабочего места.
Кроме того, в уголке природы имеется календарь природы, в котором дети после прогулки ежедневно отмечают погоду, знаки поведения в природе, энциклопедии и тематические альбомы.
Создан альбом, в котором отображены карточки – схемы к опытам. Эти карты мы используем при проведении опытов. Альбом, находится в свободном доступе и очень часто замечаю, как дети в свободной деятельности рассматривают его и пытаются сделать выводы, что получится, если смешать разные материалы и даже спорят друг с другом.
Фото с опытов и экспериментов добавляю в альбом «Экспериментируем вместе». Рассматривая его, ребята вспоминают эксперименты, которые мы вместе делали, тем самым закрепляют полученные знания.
Также в нашей лаборатории имеется центр песка и воды. Здесь ребята закрепляют свойства воды и песка, развивают воображение, мышление.
Для систематизации опытов в группе разработана картотека опытов. Поддерживая единую тему Фикси – лаборатория, у нас она называется «Книга опытов профессора Чудакова». В ней представлены опыты по разделам: «Опыты с магнитом», «С песком», «Воздухом» и «Водой». Планирую пополнить также занимательными опытами.
В нашей Фикси - лаборатории имеются и коллекции. Есть коллекции учебные. Такие как «Топливо», «Мир стекла», «Удивительные камни».
А есть и те, которые мы собрали вместе с детьми: коллекция пуговиц, фантиков, ракушек, семян. Планируем продолжить эту работу.
За время работы над темой было проведено большое количество опытов.
«Как образуется дождь?»
«Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о
круговороте воды в природе.
«Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода).
Можно ли водой склеить бумагу?
«Воздух невидимка» - дала представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами.
«Изучали свойства магнита». Ответили на вопрос: «Как достать скрепку из стакана с водой не намочив руки»
Вместе с фиксиками отвечали на вопрос: Тонет ли мандарин в воде?
Как написать письмо невидимыми чернилами. А затем проявить запись.
А также на улице во время прогулки: рассматривали снежинки, замораживали льдинки, рисовали на снегу красками, наблюдали и ухаживали за растениями в огороде, кормим птиц.
Герои мульфильма Фиксики (Симка и Нолик) являются хозяевами нашего центра экспериментирования Фикси - лаборатория и часто приходят на эксперименты и задают вопросы, на которые ребята и пытаются в ходе опыта ответить.
Также мы с ребятами учимся работать с лупами, микроскопом и термометром.
Что касается работы с родителями в данном направлении. Для родителей была наглядно представлена информация по теме: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Создан буклет: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома». А также родители оказывают посильную помощь в обогащении развивающей среды.