Ольга Икаева
Экспериментирование как средство развития интереса у младших школьников к исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье раскрывается анализ психолого-педагогических основ развития эксперементирования у детей младшого школьного возраста. Характеризуются особенности опытно-экспериментальной работы по развитию интереса к исследовательской деятельности.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, любопытство, любознательность, эксререментирование.
Публикация «Экспериментирование как средство развития интереса у младших школьников к исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одним из наиболее явных и ранних проявлений деятельности ребенка служит его чистое стремление к познанию и исследованию окружающей среды. Исследовательская деятельность выступает неотделимой частью поведения любого живого организма как условие его выживания и развития в изменяющейся среде.
Анализ литературы продемонстрировал, что исследовательская деятельность определяется освоением различных групп исследовательских умений, которые помогают детям вести особый и коллективный поиск в экспериментировании.
Цель исследования – теоретически обосновать педагогические условия развития интереса у младших школьников к исследовательской деятельности.
Задaчи иccлe дования:
1. Определить сущность процесса исследовательской деятельности школьников;
2. Определить сущность интереса младших школьников к исследовательской деятельности;
3. Охарактеризовать педагогические условия развития интереса у младших школьников к исследовательской деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными [4, с. 234].
Дж. Форман анализирует два процесса, которые он называет экспериментированием в трансдукции экспериментированием в трансляции (оба процесса конструктивны).
1. Ребенок экспериментирует со своими действиями, которые взрослый отражает в речи;
2. Ребенок экспериментирует со своими речевыми конструкциями, наблюдая за вербальным и невербальным поведением взрослых.
Прямой результат исследовательской деятельности – это новая информация об объектах, на которое было направлено исследование.
Побочный результат исследовательской деятельности – это новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования.
Два следующих вида результатов исследовательской деятельности имеют принципиальное значение для развития данного вида деятельности в целом. Они могут быть как побочными, так и прямыми, в зависимости от поставленных человеком целей.
1. Приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта. В процессе исследовательской деятельности приобретаются знания не только об изучаемых объектах, но и о самой исследовательской деятельности : о возможных средств, о методах и стратегиях, их сравнительной эффективности в разных ситуациях, о результатах, которые можно ожидать, и т. д. Эти знания и опыт могут не формироваться и не осознаваться, а могут и осознаваться.
2. Личностное развитие. Приобретение в процессе исследовательской деятельности знаний о физических (естественных и искусственных) объектах, о различных субъектах и социальных ситуациях, а также деятельности с ними, может приводить к качественным изменениям в структуре деятельности и личности в целом, то есть к эффекту развития. Человек постепенно начинает осознавать, что исследовательские способности и деятельность – важное и ценное качество личности. Исследовательская установка занимает более высокое иерархическое положение. Изменяется мотивационная регуляция, субъект переходит на следующий, качественно новый уровень целеобразования. Он начинает использовать качественно более сложные и эффективные стратегии. То есть человек развивается в целом, что внешне прооявляется в его способности ставить и решать качественно новые исследовательские задачи в различных, все более сложных сферах [1, с. 27].
Таким образом, деятельность – процесс активного взамодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Исследоательская деятельность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости [7, с. 4].
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И,тем не менее, занимательность как фактор выявления интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется тремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоции удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого испольнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психодогии достаточно давно, хотя она далека от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В. А. Крутецкий, В. С. Юркевич, Д. Е. Берлайн, Г. И. Щукина, А. И. Крупнов и т. д [5, с. 67].
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир. на его переустройство, что непосроедственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки.
Наиболее общими и важными задачами развития являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие любознательностьности и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире, как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей младшего школьного возраста интерес к исследовательской деятельности выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности непрерывному образованию [3, с. 20].
Развитие интереса к исследовательской деятельности возможно к следующих условиях:
1. Познавтельные занятия.
2. Развивающая предметная среда.
Развивающая предметная среда – прекрасное условие для формирования таких качеств, как умение прогнозировать результаты, выбрать нужный материал продумывать определенную последовательность действий, четко и понятно рассказывать о своих замыслах всем заинтересованным лицам [2, с. 4].
Педагогическая среда – специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.
Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте младший школьник получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Главное достоинство метода экспериментирования в младшей школе заключается в том, что:
дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза.
В процессе экспериментирования словарь младших школьников пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности младшего школьника, развитию интереса к окружающей среде, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Список литературы
1. Алексеев А. Г., Леонтович A.B., Обухов A.C., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/ А. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, A.C. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2002. – №1. – С. 27 - 29.
2. Аркадьева A.B. Исследовательская деятельность младших школьников/ A.B. Аркадьева // Начальная школа. – 2005. – №2. – С. 2-4.
3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18 — 22.
4. Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / ред. и сост. П. В. Алексеев. – М. : Школа-пресс, 1995. – 448 с.
5. Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников/ О. В. Иванова // Начальная школа. – 2007. – №9. – С. 67-70.
6. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / Под ред. канд. псих, наук А. С. Обухова. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 295 с.
7. Николаева М. В. Особенности личностного и профессионального развития учителя начальных классов в педагогической деятельности / М. В. Николаева // Начальная школа. – 2004. – № 12. – С. 4—7.