Наталья Алыкова
Консультация «Пути развития читательского интереса у современных школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пути развития читательского интереса у современных школьников.
«Чтение – это окошко,
через которое дети видят и познают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский
В последние годы в обществе возрос интерес к проблеме чтения. О ней уже говорят на всех уровнях и обозначают как серьёзную не только методическую, но и социальную проблему в нашей стране и во всём мире.
Публикация «Консультация „Пути развития читательского интереса у современных школьников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Книги играют огромную роль в жизни каждого человека. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров, воспитывает человечность и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через них проходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. Поэтому от того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
С. Я. Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим соображением художник-читатель».
Таким образом, мы видим, что чтение – это своеобразный диалог между читателем и книгой, который требует усердия, работы ума и сердца и даёт незабываемые впечатления и знания.
В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет мы наблюдаем снижение статуса чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
К сожалению, широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Интерес к чтению у современных школьников неумолимо падает. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
Существуют разные причины такого спада:
1. Усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам. ”)
4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
К тому же, современный ребёнок стал читать художественные произведения и с экрана компьютера. Однако, согласно результатам зарубежных исследователей, электронный текст удерживает его внимание в среднем 15 минут.
Сегодня дети не любят читать ещё и потому, что не понимают значений многих слов родного языка, активный запас которых резко сокращается.
Таким образом, вопрос формирования читательского интереса школьников является весьма актуальным.
Как научить ребенка любить литературу?
Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С. Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и воспитать.
Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека
Наша главная цель это
1. Формирование культурной, развитой личности ученика. –
2. Воспитание у учащихся любви к книге, чтению
3. Формирование потребности читать настоящую литературу.
4. Воспитание литературного вкуса, умения, желания, привычки думать над прочитанным;
5. Формирование духовно-нравственных ценностей;
6. Развитие творческих способностей у учащихся;
К этой цели можно прийти многими путями, для реализации которой учитываются следующие факторы:
Это современный библиотечный интерьер самого помещения, также оформление библиотеки: использование различных ярких наглядных пособий (плакатов, рисунков, фотографий и т. п., организация выставок, проведение различных мероприятий на базе школьной библиотеки, как в рамках школьной программы, так и внеурочной деятельности.
Сегодня мы можем предложить нашим читателям многообразие различных справочников, словарей, энциклопедий по различным направлениям. Постоянным спросом пользуются : словари Даля, Ожегова, и другие, Белорецкая энциклопедия, справочник школьника и т. д.
Используя различные формы приобщения детей к чтению, ведём индивидуальную и массовую работу. Основным методом индивидуальной работы является беседа с читателями : такие беседы позволяют выработать дальнейшую стратегию рекомендации книг данному читателю, в зависимости от индивидуальных особенностей, и перейти к составлению рекомендательных, информационных списков чтения. Моя задача как библиотекарь - предложить детям лучшее, пробудить в них познавательный интерес к книге, чтению.
Записывая первоклассников в библиотеку вначале я провожу экскурсию по библиотеке, рассказываю и показываю как и где хранятся книги, как называется библиотечная мебель и т. д. Взяв книги на дом ребятам дается какое–нибудь задание. (Сделать рисунок, подготовиться к викторине, рассказать о том, что прочитал.) Бывает такое, что ребенок возвращает непрочитанную книгу, тогда я в ходе индивидуальной беседы выясняю причину (либо не устраивает шрифт, или размер текста) и стараюсь в следующий раз подобрать книгу подходящего формата.
Так же пробуждению читательского интереса способствуют уроки-обзоры книг, библиотечные часы, выставки.
Выставка, как форма библиотечной работы, наглядна. 80 % информации человек воспринимает с помощью зрения. Книжные выставки раскрывают богатства фондов библиотеки, привлекают внимание читателей, пробуждают интерес к книгам и самостоятельному творчеству.
К предметным неделям обязательно готовлю выставки или просмотры литературы. Например: «К математике тропинку вы найдете без запинки», «Я б в отличники пошёл…», «Учёным можешь ты не быть, но грамотным ты быть обязан». Такие выставки способствуют развитию интереса к научно-популярной литературе, расширяют кругозор, углубляют знания по предметам.
С целью привлечения детей к чтению, к проявлению творческих способностей 18 марта мы проводили литературный квест «Читаем вместе».
В конкурсе участвовали 2-7 классы вместе со своими родителями. Главная цель Праздника - приобщение детей к книге, воспитание культуры чтения и любви к литературе. Ребята рассказывали о прочитанных книгах, рекламировали их прочитать своим одноклассникам и участникам конкурса.
В прошлом году дети нашей школы приняли активное участие в республиканском конкурсе РШБА «Книга открывающая мир», «Читающая семья – интеллектуальный потенциал нации», «Ожившие страницы Читайки», «Читающая мама». В этом году мы приняли активное участие в республиканском конкурсе «Самый талантливый читатель», участие во Всероссийском конкурсе на лучший просветительский проект «Актуальная классика: от Пушкина до Чехова». Проведение таких конкурсов способствуют повышению престижа книги, чтения, библиотеки, сохранению и развитию традиций семейного чтения, выявление и поощрение лучших читателей библиотек.
Итак, можно сделать следующий вывод, что формирование
направленности читательского интереса у учащихся зависит от нескольких факторов. Самое главное - это совместная работа в данном направлении, как библиотекаря, учителя, так и родителей. Наша задача — вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать героям произведения. Привитый с детства интерес к книге ни когда не исчезнет, а со временем будет становиться только сильней, таким образом, оказывая влияние на формирование ребёнка как целостную личность, ответственного и честного гражданина своей страны.