Валентина Молявко
Экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Требование ФГОС ДО рассматривает познавательно - исследовательское развитие воспитанников, как одно из обязательных направлений деятельности дошкольных организаций.
В соответствии с ФГОС ребенок должен быть: любознательным; активным; интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире; умеющим задавать вопросы взрослым. Овладеть этими качествами дошкольникам позволяет познавательно - исследовательская деятельность. В дошкольном детстве познавательно-исследовательская деятельность представляет собой активность направленную на постижение окружающего мира. Экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
Публикация «Экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Для проведения экспериментальной деятельности в нашей группе оборудован уголок экспериментирования, материалы и объекты для исследования расположены в поле зрения детей. Весь материал разделен на несколько равнозначно функциональных комплектов и в течении года меняются, чтобы вызвать волну интереса к подзабытым материалам. При проведении исследовательской деятельности стараюсь как можно больше предоставлять возможность принимать решения и в форме поисковой, исследовательской деятельности самостоятельно «открывать» новое. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живой и неживой природой. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность.
Для достижения поставленных целей стараюсь включать опыты и эксперименты во все виды деятельности детей : в игры, занятия, труд, прогулки.
Понимая значение экспериментирования для развития детей дополнительно провожу исследовательскую деятельность в группе в форме кружковой деятельности. Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по плану разработанному в системе на три возрастные группы (средняя, старшая, подготовительная). Материал и объекты для изучения сгруппированы блоками по месяцам с постепенным усложнением. Работа проводится подгруппами с учетом познавательных интересов детей.
В ходе экспериментирования дети познают как определенный объект, так и окружающий мир. Когда ребенок действует сам он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: опытам, экспериментам, проектам. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же или более сложные, опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Благодаря опытам дети испытывают радость, удовольствие от своих открытий, которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Он учится выступать как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цели, ищет пути и способы их достижения.
Совместная экспериментальная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появляется желание узнать новое о свойствах объектов, активно исследовать их.