Галина Шкицкая
«Извержение вулкана». Экспериментирование, как источник интеллектуального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- повышать интеллектуальные способности детей через экспериментальную деятельность.
Задачи:
- расширять и уточнять представление детей о природном явлении - вулкан;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности;
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, самостоятельность.
Публикация «„Извержение вулкана“, Экспериментирование, как источник интеллектуального развития детей» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Словарь: гора, вулкан, кратер, лава.
Материал: макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, моющее средство, уксус, вода, мультимедийная презентация, поддоны, влажные салфетки.
Ход занятия.
- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем.
- Ребята к нам в детский сад пришло электронное письмо.
Я плююсь огнем и лавой,
Я – опасный великан
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (вулкан)
- Правильно, речь пойдет о вулканах. Как вы думаете, что такое вулкан? (Рассуждения детей).
Подвожу итог: Вулкан – это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
- А сейчас я вам хочу рассказать одну легенду о вулкане.
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами». Вот какая легенда существует о происхождении вулкана.
- Ребята скажите, почему люди уходили жить подальше от этого места? (Ответы детей).
- А теперь давайте рассмотрим разные виды вулканов. У каждого вулкана есть свое имя. А вы ребята знаете названия вулканов? (Рассматривание вулканов)
- Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (Рассуждения детей).
- Подвожу итог: он похож на конус, пирамиду.
А верхняя его часть похожа на воронку, называется – кратер. Кратер вулкана – это огромная чаща с крутыми склонами, а на дне красновато – оранжевая дыра – жерло, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется - лавой.
- Ребята как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? (Ответы детей).
- Вот сегодня я предлагаю попробовать разбудить наш вулкан. Пока он еще уснувший, но мы его разбудим.
Физминутка.
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело, мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1,2,3».
- Что нам потребуется для того чтобы разбудить вулкан? Нам потребуется макет вулкана, моющее средство, вода, сода. А вулкана нет, как же нам быть? (макет). (Рассуждения детей). Я заранее приготовила макет вулкана для вас. Как вы думаете, что означает этот знак? Правильно, эту жидкость может взять только взрослый. Помещаем внутрь вулкана 3 ч. л. соды, 1ч. л. моющего средства, немного красной краски, воды, а теперь жидкость с особым знаком. Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно.
- А вы хотели бы сами разбудить вулкан? Для вас я приготовила схему этого опыта. Давайте закрепим последовательность проведения опыта. Для каждого из вас я изготовила макет вулкана. Насыпаем в баночку соду, добавляем немного краски, воды, моющего средства. И теперь я вам добавлю сама средство - это уксус.
Дети проводят опыт.
- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили. Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вам понравилось оживлять вулкан? А теперь я предлагаю вам зафиксировать свои вулканы в блокнотах.
Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята давайте сейчас рассмотрим ваши вулканы, которые вы зафиксировали.
- Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали? Вам понравилось наше занятие? А что именно понравилось? (ответы детей)
Итог.