Лукова Олеся
Экспериментальное исследование зависимости уровня развитости воображения от уровня развитости творческой деятельности
Экспериментальной базой исследования выступал МБДОУ Детский сад № 9 «Звёздочка» г. Елизово. Дети, посещающие обычное дошкольное учреждение составили контрольную группу (20 человек). Исследование проводилось в апреле 2022 г.
В нашей работе были использованы следующие методики; «Нарисуй что-нибудь» (автор Немов Р. С., методика Вартега «Круги»
Методика "Нарисуй что-нибудь".
Основание: Реализация воображения в изобразительной деятельности.
Публикация «Экспериментальное исследование зависимости уровня развитости воображения от уровня развитости творческой деятельности» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Цель: сделать вывод об особенностях воображения ребенка в изобразительной деятельности.
Материал: Лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски.
Инструкция. Ребенку дается необходимый материал, предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное удивительное на тему – космос. Пользоваться простым карандашом ребенку не обязательно.
Обработка данных. Оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям. Обработка данных осуществляется по десятибалльной системе:
10 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за все время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
5-7 баллов – средний.
3-4 балла – низкий.
0-2 балла – очень низкий.
Методика Вартега «Круги»
Данная методика позволяет диагностировать особенности проявления воображения у дошкольников в естественных условиях привычной для них деятельности (рисовании, и сделать вывод об уровне развития воображения
Инструкция. На бланке нарисовано несколько кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.
Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков.
Обработка результатов:
1. подсчитывается показатель по беглости мышления – общее количество рисунков, за каждый рисунок – 1 балл.
2. гибкости мышления – количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл.
Рисунки группируются по классам:
- природа
- предметы быта
-наука и техника
- спорт
- декоративные предметы (не имеющие практической ценности, использующиеся для украшения)
-человек
- экономика
- Вселенная
3. Оригинальность мышления – за каждый редко встречающийся рисунок – 2 балла.
2.2. Результаты исследования.
Экспериментальное исследование проводилось с целью определения уровня воображение в изобразительной деятельности дошкольника.
Результаты, полученные с помощью методики Р. С. Немова, были обработаны и представлены в виде таблиц.
Таблица №1.
Результаты по методике Р. С. Немова испытуемых группы
МДОУ «Звёздочка»
№ Ф. И. Баллы Выводы об уровне развития воображения в изобразительной деятельности
1. А. П 8-9 Высокий показатель
2. В. В 5-7 Средний показатель
3. Г. А 3-4 Низкий показатель
4. З. П 5-7 Средний показатель
5. З. А. 5-7 Средний показатель
6. С. М. 3-4 Низкий показатель
7. С. И. 5-7 Средний показатель
8. И. Д. 3-4 Низкий показатель
9. М. О 5-7 Средний показатель
10. М. М. 3-4 Низкий показатель
11. Р. А. 3-4 Низкий показатель
12. С. Д. 5-7 Средний показатель
13. С. Е. 5-7 Средний показатель
14. З. Е. 5-7 Средний показатель
15. Р. Д. 3-4 Низкий показатель
16. С. Р. 5-7 Средний показатель
17. М. С. 8-9 Высокий показатель
18. Х. Э. 5-7 Средний показатель
19. М. К. 5-7 Средний показатель
20. Ф. А. 3-4 Низкий показатель
Как видно из таблицы особенности воображения детей контрольной группы в изобразительной деятельности имеют средние показатели. Дети придумали и нарисовали, в основном, простые рисунки, не являющиеся совершенно новыми. Можно отметить и скудность рисунков по цветовой гамме.
Далее приведём результаты по методике Вартега «Круги». Результаты испытуемых были представлены в виде таблицы № 2.
Таблица № 2
Результаты испытуемых группы.
Параметр Ф. И.
А. П. В. В. Г. А. З. П. З. А. С. М. С. И. И. Д М. О М. М.
Гибкость 3 4 3 3 3 4 3 3 3 3
беглость 4 5 3 3 4 4 3 3 4 3
Параметр Ф. И.
Р. А. С. Д. С. Е. З. Е. Р. Д. С. Р. М. С. Х. Э. Ф. А. М. К.
Гибкость 3 4 3 3 3 4 3 3 3 3
беглость 4 5 3 3 4 4 3 3 4 3
Вывод по методике: средний показатель гибкости – 3,2; беглости – 3,6
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Использованные нами методики: «Нарисуй что-нибудь» ( автор: Немов Р. С., методика Вартега «Круги» позволяют диагностировать особенности проявления воображения у дошкольников в естественных условиях привычной для них деятельности (рисовании).
2. По уровню развития изобразительной деятельности, можно предполагать уровень развития воображения и соответствующим образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.
3. Регулярные занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию такого важного познавательного процесса как воображение.
Заключение.
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. Именно поэтому, проблема развития воображения детей является одной из значимых в ряде вопросов развития ребенка. Этот психический процесс неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности и поведения в целом.
Воображение детей представляет собой определенную систему, умелое использование которой может привести к раскрытию благоприятных подходов в обучении и воспитании. Большие возможности для развития воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Для развития воображения особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. В этом возрасте, следует уделять большое внимание этому развитию, так как в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением интереса к творчеству, снижаются возможности и в других сферах познавательной деятельности детей.
Для изучения проявлений воображения дошкольников в изобразительной деятельности и общего уровня воображения были использованы следующие методики: «Нарисуй что-нибудь» ( автор: Немов Р. С., методика Вартега «Круги».
В исследовании были получены и проанализированы результаты, подтверждающие взаимозависимость воображения и изобразительной деятельности. Было установлено: развитие воображения и развитие изобразительной деятельности – взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития изобразительной деятельности, можно предполагать уровень развития воображения и соответствующим образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком. В основном, ребенок со средним уровнем развития изобразительной деятельности – показывает средний уровень развития воображения, с высоким уровнем – высокий, с низким – низкий. Соответственно регулярные занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию и развитию воображения детей дошкольного возраста. Учитывая, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития воображения, то изобразительной деятельности в этот возрастной период следует отвести важную роль. Именно разнообразная изобразительная деятельность должна стать основой формирования и развития воображения. Эту деятельность взрослым следует специально организовывать для детей, продумывать ее разнообразные формы и виды.