Лилия Гавриченко
Экспериментально-исследовательская деятельность «Тайны снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представление детей о свойствах снега и льда; способствовать проявлению интереса ребёнка к окружающему миру.
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
• Показать простейшие связи между явлениями в природе.
• Расширить представление детей о свойствах снега и льда
• Закрепить знания детей о свойстве льда (твёрдый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду)
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность „Тайны снега и льда“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
• Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега, льда и температурой воздуха; что снег, лед тает от воздействия любого источника тепла и превращаются в воду.
Развивающие задачи:
• Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими знаниями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
• Развивать внимание, учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
• Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: активизация словаря – уточнять смысл некоторых слов, обогащать словарь; развитие связанной речи – вовлекать детей в беседу; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; грамматический строй речи - употреблять существительные с предлогами и прилагательными (на ледяной горке, на катке, по ледяной дорожке).
Воспитательные задачи:
Воспитывать культуру общения;
Воспитывать желание помогать друг другу.
Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Предварительная работа:
Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказов о зиме, энциклопедий ; сбор фото коллекции
Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности : познавательно – исследовательская.
Форма работы с детьми: групповая
Оборудование и материал: форма для льда, пакет с солью, сахаром, укропом. песком, миски для снега, льда, воды, палочки для опытов, трубочки салфетки.
Воспитатель: Живет на земле Матушка Водица. У нее большая семья: сыновья - Туман, Дождь, Снег, Лед, Град, Иней; дочери - Роса, Снежинки, Капель. У всех разные характеры, все любят разные времена года (кто весну и лето, кто осень и зиму).
С кем из детей Матушки Водицы мы встречаемся зимой? (снег, лед, снежинки.)
Мы сегодня с вами раскроем все тайны снега и льда. А для этого я предлагаю отправится исследовательскую лабораторию. Я, с вашего разрешения, буду научным руководителем, Анна Владимировна, старший лаборант, а вы все младшие научные сотрудники. (Прикрепить значок - бейджик.)
Воспитатель: Поскольку мы пришли с Вами в лабораторию, нам нужно вспомнить правила безопасности
Ответы детей. Ничего не брать в рот, не баловаться, слушать внимательно и т. д.
– Послушайте загадку: «Белое одеяло землю укрыло». Почему так говорят?
Подумайте, каким бывает снег? (Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т. п.) А почему снег бывает только зимой? Что такое снег? Из чего состоят снежные сугробы на улице? (Это много снежинок) А помните, мы с вами рассматривали снежинки на наших варежках? Какие они были? (маленькие, красивые и т. д.).На что они были похожи (на звездочки, на тоненькие льдинки) Вот как они выглядят. (Показать изображения снежинок.) Вы помните. где это было снято? Что такое снежинки, откуда они берутся? (Подвести детей к ответу, что снег — это замерзшая вода.) Почему же снег на ладони превращается в воду?
загадка Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся.
игра " Сугроб"
Физкультминутка.
Холода, холода
заморожена вода
под ногами снег скрипит.
тише - тише речка спит
А почему речка спит? (говорим про свойства льда.)
Воспитатель достает кусочек льда и показывает детям.
Что это? Что такое лед? (Замерзшая вода.) Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он опять превратился в воду? (Нагреть.)
Сегодня мы с вами проведем научные эксперименты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
- Ребята, посмотрите внимательно на глобус, в какие цвета он окрашен. (Ответы детей) Обратите внимание – на белый цвет. Это не просто так. Так обозначены на глобусе две противоположные полярные области Земли - самая северная и самая южная – Арктика и Антарктида.
Что же означает белый цвет? Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида и Арктика - самые холодные места на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.
-А действительно, почему снег белый, а не красный или зеленый? Ответы детей.
Воспитатель: А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Мы попробуем провести научный эксперимент. Только он поможет найти ответ.
Опыт№ 1 Как образуется снег
Пол-литровая банка с горячей водой. Сверху на банку поставим блюдце со снегом. И мы увидим интересное природное явление. (Вода, которая в банке будет подыматься вверх, охлаждается. А со временем она превратится в облако. Но когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. А так, как воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки. А если поднимется ветер (фен, то он перегонит облака с одного места на другое и в городе пойдет снег.
Вывод: облака – это вода. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок.
Опыт №2 Куда пропал снег? «Что быстрее растает?»
На столе - снег и лёд. Куда лучше поставить тарелочки, чтобы наш эксперимент пошел быстрее? (у открытого окна, около батареи, в комнате) Положим снег в емкость, дождемся, пока он растает.
За опытом назначается наблюдать, младший научный сотрудник, Маргарита)
Вывод. В тепле и снег, и лёд тают, превращаясь в воду. Снег тает быстрее, потому что он рыхлый. Лёд тает медленнее, так как он более твёрдый.
Опыт №3 Чистый лед
Наливаем в 2 стакана воду, добавляем в стакан №1 соль, а в стакан №2 сахар, тщательно размешиваем. Предлагаем детям попробовать. Давайте попросим нашего старшего лаборанта нам наморозить сладкую и соленую воду. Как вы думаете, кубики льда тоже должны быть сладкими и солеными? Ледышки дать попробовать детям, чтобы они поняли, что и те, и другие пресные по вкусу.
Вывод: Вода, превращаясь в лед, изгоняет из кристаллов любые инородные примеси. Именно поэтому в Северном Ледовитом океане вода соленая, а лед пресный.
Опыт №4 «Лед и соль»
Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек.
Провести опыт назначается, младший научный сотрудник Дарья
Положить по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыпать каждый кубик: сахаром, солью, перцем, укропом, песком. Понаблюдать, как влияют сахар, перец, соль, песок и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?
За опытом назначается наблюдать, младший научный сотрудник Людмила
Вывод: Первым растаял кусочек льда посыпанный солью. Когда натрий соли вступает в контакт со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять. Именно по этому в гололед улицы посыпают солью.
Опыт № 5 Исследование чистоты снега.
Весь снег для научных экспериментов мы набрали на улице на нашем участке. Что мы наблюдаем? Вода в баночке достаточно чистая. Давайте процедим эту воду через ватные диски.
Провести опыт назначается, младший научный сотрудник, Александр)
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный. Снег вообще нельзя есть никакой.
- Ребята, как вы думаете почему снег такой грязный? (ответы детей) Вы замечали. что после того, как пройдет снег дышать легче. Как вы думаете, почему? Потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы. И воздух становиться чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.
Вывод: снег чистит воздух.
Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин
Антарктический … (пингвин!
Танец "Пингвины"
Налетела вдруг пурга,
Закружила, понесла,
часть детей направо,
часть детей налево.
Дети делятся на две команды.
Конкурс "Веселые пингвины", "Соседи"(2 конкурса)
По залу разбросаны снежки.
Кругом белым бело,
Все тропинки замело,
Дети, помогайте,
Снег с дорожек расчищайте.
Старший лаборант сейчас нам поможет в подведении итогов на мольберте.
Вам понравилось быть быть в нашей научной лаборатории? Да. А что мы забыли сделать?. Правильно, навести порядок.)
Приглашаем все сотрудников занять свои места на стульчиках. Наступает самый торжественный момент, вручение дипломов. Самому лучшему, любознательному младшему научному сотруднику исследовательской лаборатории (фамилия имя) за помощь и активное участие в экспериментах и фантастических опытах.
Мы поздравляем вас, теперь вы – настоящие профессионалы. Давайте поздравим друг друга с получением диплома дружными аплодисментами.
В нашей лаборатории мы доказали. что снег и лед есть нельзя, но у нас для вас есть съедобные снег и лед (леденцы на палочках и зефир)