Папки-передвижки

Экспериментальная работа «Игра как средство развития цветовосприятия у старших дошкольников»

Екатерина Чугайнова
Экспериментальная работа «Игра как средство развития цветовосприятия у старших дошкольников»
▼ Скачать +Заказ

Констатирующий этап исследования

Эксперементальная работа была проведена на базе МДОУ №15

Дата проведения : с 01.01.2021 г. по 01.06.2021 года. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста.

Цель: определение уровня восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Провести диагностику по программе Истоминой З. Н. «Изучение знания цвета и его оттенков».

2. Провести диагностику детского рисунка по методике Силивон В. А.

Публикация «Экспериментальная работа „Игра как средство развития цветовосприятия у старших дошкольников“» размещена в разделах

3. Выявить уровень знаний детей о цвете через диагностику Истоминой З. Н. и уровень цветовосприятия через диагностику Силивона В. А.

С целью выявления уровня восприятия цвета была выбрана диагностика по программе Истоминой З. Н. «Изучение знания цвета и его оттенков»

Цель исследования: выявить индивидуальные особенности старших дошкольников в восприятии и названии цветов.

Чтобы отследить знания о цвете, зрительном цветовосприятии его каждым ребенком, работа проводилась по одному человеку.

Содержание работы :

Эксперимент состоял из 2-х этапов:

1 этап: Группировка цвета по предложенному образцу.

Сначала попытались выяснить знания детей, словесных обозначений цветов.

Какие названия цвета ты знаешь? Во время исследования со всеми детьми проводилась индивидуальная работа.

Перед испытуемым выкладывалась одна из семи карт (разного или одного цвета) и предлагалось: «отбери похожие карточки». Ребёнок подбирал образцы, одинаковые с предложенным по цвету, тону и светлоте. После выполненного задания, карточки убирались.

Затем карточки вновь раскладывались перед ребенком, и давалась следующая карточка. Так последовательно предлагались одна за другой все семь карточек.

2 этап: Название цвета отобранных образцов.

По поводу каждого из них задавался вопрос: «Назови, какого это цвета Затем рядом с карточкой одного цвета выкладывались карточки более насыщенного цветового тона и более светлого.

Дети назвали, чем отличаются карточки одного цвета ( тоном: светлее, темнее).

Высокий балл ставится тогда, когда ребенок дал 100% правильных ответов и набрал 15 баллов.

Средний балл ставится тогда, когда ребенок справился с большей частью задания и ответил на 84-70% правильно, набрав 14-12 баллов.

Низкий балл ставится тогда, когда ребенок дал 69 - 47% правильных ответов и набрав 11-10 баллов.

Очень низкий балл ставится тогда, когда ребенок не смог ответить на вопросы и не справился с заданием, набрав ниже 10 баллов.

Были установлены критерии оценки. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать 7 цветов радуги и их последовательность, называть оттенки цветов (темно-синий, светло-розовый).

Результаты диагностики «Изучение знания цвета и его оттенков» дети, имеющие высокий показатель знаний о цвете 3 человека (23%, имеющие средний уровень – составляют 4 человека (31 %, детей с низким уровнем, они составляют 6 человек (46%) .

С целью выявления уровня восприятия цвета у детей, было проведено практическое занятие, где дети должны были нарисовать рисунок акварельными красками на тему «волшебный Замок». Затем было проведено диагностирование детского рисунка по методике Силивон В. А.

За основу был взят один критерий из диагностики – это «выразительность в цвете». Уровни по развитию цветовосприятия распределены следующим образом:

Низкий уровень- цвет в рисунки грязный, вялый, невыразительный, много черного цвета, ребенок рисует красками как карандашами, рисунок контурный, не закрашен; рисунок закрашен, но очень яркий, крикливый и не гармоничный в цвете.

Средний уровень- рисунок насыщен по цвету, яркий, но гармоничен по отношению к фону: наметилась тенденция к использованию цвета как выразительного средства.

Высокий уровень - цвета гармонично между собой и по отношению к фону; намечены теплая и холодная тональность; цвет привлекается для передачи настроения и характера; тонкие цветосочетая, однотональность, используются пастельные сочетания, цвет психологичен, создает настроение и отношение к рисунку, образцу.

Результаты диагностики детского рисунка по методике Силивон В. А. :

5 детей (39 %) – от общего количества, показали средний уровень восприятия цвета. Работы отличались бедностью цветовой гаммы, дети верно выбрали цвета, но изображения бледные, цвета локальные, передавались либо реальная окраска, либо преобладание темных тонов, не было стремления показать содержания изображаемого.

6 детей (46 %, показали низкий уровень восприятия цвета. Данные дети не смогли правильно подобрать цвет к предметам, а многие из них совсем отказались от цвета. Если цвет присутствовал, то он был вялым, грязным, невыразительным или наоборот очень яркий и крикливый.

2 человека (15 %) показали высокий уровень восприятия цвета. В работах данных детей цвет привлекался для передачи настроения и характера. Цвета были чистыми, гармонировали между собой. Результаты анализа продуктов деятельности детей занесены в диаграмму.

Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о низком уровне развития цветовосприятия у детей младшего школьного возраста – 2-го класса.

Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале. В ходе диагностирования многие они не все правильно определили теплохолодность цвета, выделили основные и дополнительные, контрастные и сближенные цвета, не выражали при помощи выбора цвета положительное отношение к различным видам деятельности. Дети затруднялись в определении соответствия цвета и эмоции, затруднялись использовать цвет в создании художественно-выразительного образа, что подтверждает необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников.

На основе полученных данных была разработана методика работы по развитию восприятия цвета у старшего дошкольного возраста, посредством использования игр на занятиях, сказочно- игровых методов, анализа цветового строя картины, практических упражнений. С этой целью был проведен формирующий этап исследования.

Формирующий этап исследования

Методика проведения занятий по развитию восприятия цвета в детском саду требует творческого отношения детей. Основным принципом занятий является органичное сочетание обучения с созданием творческой обстановки.

Цель: создание условий для повышения уровня развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Спланировать работу по развитию цветовосприятия у старших дошкольниках на разных занятиях учитывая возраст детей;

• Провестизанятия с использованием игр, игровых ситуаций, сказочно-игрового метода, направленных на развитие цветовосприятия у старших дошкольников;

В группе занятия проходили в соответствии с планированием воспитателя, но методика обучения в наибольшей степени опиралась на развитие чувства цвета с использованием игр, игровых ситуаций, сказок о цвете, упражнений.

В основном использовалась стандартная структура занятия.

Практически на каждом занятии встречалась дидактическая игра или упражнение, направленное на развитие чувства цвета у старших дошкольников.

На занятии по развитию речи проводилась игра «Тепло холодно» дети знакомились с понятиями «холодные», «теплые» цвета. В ходе практической работы дети узнали, чисто зеленый цвет считается нейтральным, то есть не относящимися ни к теплым, ни к холодным цветам. Восприятие цветов одной и той же группы относительно. Сине- зеленый цвет, расположенный рядом с желто- зеленым, кажется холодным, а рядом с синим- теплым. Цветовая характеристика «теплее – холоднее» показывает степень теплоты или холодности каждого цветового пятна, то есть присутствие желто- красных оттенков или присутствие синих оттенков.

На занятии «Математические представления» была проведена игра «Ягодки поспели», направленная на то, чтобы дети познакомились с новым приемом рисования – растяжка. Практическая работа заключалась в том, что дети выполняли упражнение приемом растяжки от одного цвета к другому.

Игра «Прислушайся к себе», проводилась на занятии: «Ознакомление с окружающего миром», где детям предлагалось оценить свое эмоциональное состояние. Попросить их прислушаться к себе. Так как дети еще не всегда могут верно, описать, что именно происходит у них на душе. Поинтересоваться в какой бы цвет окрасили свое настроение, на какое животное или растение похоже его настроение. Если бы они испытывали радость, какого цвета бы она была? На какое животное или растение они были бы похожи?

На занятии «Рисование» использовалась такая игра, как «Угадай, какой цвет получится с целью развития зрительного восприятия цвета. Дети закрепляли свои знания об основных и составных цветах. Для этого использовался ряд практических заданий с помощью цветового сектора. На практической работе дети учились смешивать основные цвета для того, чтобы получить составные. А вот смешивая краски, дети узнавали, что как ни смешивай краски красный, желтый и синий все равно не получаются. Они просто должны быть в баночках.

Большой простор для развития цветовосприятия у старших дошкольников дают занятия по музыке. Была проведена игра «Море» с помощью музыки. Дети учились определять характер и настроение музыки, говорили о настроении музыки, о том, каким представляется им море, при помощи карточек.

В конце исследования работы проводилось заключительное мероприятие на тему: «В царстве красок» с целью закрепить знания детей по цветоведению, совершенствовать навыки работы с красками. На данном мероприятии дети показывали свои знания, умения в области цветоведения. На данном мероприятии развивались эстетический вкус, цветовая зоркость, творческие способности через различные задания. Так же в ходе мероприятия закреплялись знания об основных и составных цветах, смешивании красок, их различие и сходство

Таким образом, на формирующем этапе в классе осуществлялась работа над развитием цветовосприятия по специально разработанным конспектам занятий.

Контрольный этап исследования

Контрольный этап исследования предполагал те же диагностики, что и на констатирующем этапе.

Цель: определить эффективность реализации системы работы по развитию цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Провести диагностику по программе Истоминой З. Н. «Изучение знания цвета и его оттенков».

2. Провести диагностику детского рисунка по методике Силивон В. А.

3. Выявить уровень знаний детей о цвете через диагностику Истоминой З. Н. и уровень цветовосприятия через диагностику Силивон В. А.

4. Сравнить полученные данные результатов исследования констатирующего и контрольного этапа исследования.

Диагностика по программе Истоминой З. Н. «Изучение знания цвета и его оттенков».

Высокий балл ставится тогда, когда ребенок дал 100% правильных ответов и набрал 15 баллов.

Средний балл ставится тогда, когда ребенок справился с большей частью задания и ответил на 84-70% правильно, набрав 14-12 баллов.

Низкий балл ставится тогда, когда ребенок дал 69 - 47% правильных ответов и набрав 11-10 баллов.

Очень низкий балл ставится тогда, когда ребенок не смог ответить на вопросы и не справился с заданием, набрав ниже 10 баллов.

Были установлены критерии оценки. В старшем дошкольном возраста возрасте ребенок должен знать 7 цветов радуги и их последовательность, называть оттенки цветов (темно-синий, светло-розовый).

Результаты диагностики по Истоминой З. Н. :

Дети, имеющие высокий показатель знаний о цвете 6 человек или

46% ,имеющие средний уровень – составляют 5 человек или 39%, детей с низким уровнем 2 или 15% .Результаты диагностики представлены в диаграмме

Проанализированы детские рисунки, которые второклассники выполнили на тему «волшебный Замок» в цвете. Для анализа была использована диагностика детского рисунка ВА. Силивона, которая использовалась на констатирующем этапе. Критерии диагностики были взяты те же.

Низкий уровень - цвет в рисунки грязный, вялый, невыразительный, много черного цвета, ребенок рисует красками как карандашами, рисунок контурный, не закрашен; -рисунок закрашен, но очень яркий, крикливый и не гармоничный в цвете.

Средний уровень- рисунок насыщен по цвету, яркий, но гармоничен по отношению к фону: наметилась тенденция к использованию цвета как выразительного средства.

Высокий уровень - цвета гармонично между собой и по отношению к фону; намечены теплая и холодная тональность; цвет привлекается для передачи настроения и характера; тонкие цветосочетая, однотональность, используются пастельные сочетания, цвет психологичен, создает настроение и отношение к рисунку, образцу.

Результат уровня развития восприятия цвета у младших школьников во 2 «Б» классе по методике В. А. Силивон на контрольном этапе исследования:

7 (54%) учеников, показали высокий уровень восприятия цвета. Цвета в рисунки гармоничны, яркие и чистые с помощью цвета можно определить характер и настроение. Также дети сумели подобрать прием, который помог им сделать рисунок эстетичным, аккуратным и красивым. С помощью насыщенности цвета дети отделили фон от самого изображаемого.

4 (31%)ученика, – от общего количества, показали средний уровень восприятия цвета. Работы отличались бедностью цветовой гаммы, дети верно выбрали цвета, но изображения бледные, цвета локальные, передавались либо реальная окраска, либо преобладание темных тонов, не было стремления показать содержания изображаемого.

2 (15%) ученика, показали низкий уровень восприятия цвета. Цвета в рисунке не соответствовали, реальной окраске предметов. Цвета грязные, не насыщенные. В работе использованы только основные цвета. Ребенок не смог подобрать прием для передачи цвета как характеристику настроения и характера изображаемого. Также дети не смогли правильно расположить рисунок на листе.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов по программе Истоминой З. Н. «Изучение знания цвета и его оттенков».

На первом этапе было выявлено, что детей обладающими знаниями о цвете на высоком уровне было 3 человека 23 %. Контрольный этап показал, что данный процент в процессе эксперимента повысился на 23 % и составил 46% - 6 человека. Детей со средним уровнем было 4, что составило 31%, после эксперимента процент детей изменился на 8% и составил 39% -5 человек, так как трое детей перешли из среднего уровня на высокий и 4 ученика ушло с низкого уровня на средний. Детей с низким уровнем было 6, то есть 46%, после эксперимента процент понизился на 31% и составил 15 % - 2 человека. .

Для определения динамики уровня цветовосприятия детей через практическое задание сравним констатирующий и контрольные этапы исследования по методике В. А. Силивон.

Сравнительный анализ по методике В. А. Силивона.

Констатирующий этап показал, что в группе с высоким уровнем было 2 человека, что составило 15%, контрольный этап показал, что в данном классе процент изменился на 39% и составил 54% или 7 человек.

Детей со средним уровнем в данной группе на момент проведения констатирующего этапа было 5 человек, что составило 39%, а уже на момент проведения контрольного этапа данный процент понизился на 8%, что составило 4 человек. На первом этапе было выявлено 46 % - 6 детей с низким уровнем, данный процент на контрольном этапе понизился на 31 %, что составило 2 детей или 15 %.

Таким образом, полученные результаты исследовательской работы позволяют говорить о том, что использование сказочно-игрового метода, использование теоретического анализа цветового строя картины, проведения разных практических упражнений на уроках и внеклассных мероприятиях развивает восприятие цвета старшего дошкольного возраста

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная работа «Игра как средство развития цветовосприятия у старших дошкольников»
Опубликовано: 10 августа 2023 в 12:51
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная работа «Игра как средство развития цветовосприятия у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Чугайнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД