Харина Марина Михайловна
Экспериментальная программа логоритмики. Музыкально-ритмический комплекс как средство обогащения словарного запаса
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная программа логоритмики, музыкально-ритмический комплекс как средство обогащения словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи. Просто, интересно и эффективно
ОНР — это сложное речевое расстройство, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. При данном нарушении у детей наблюдается ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, и несформированность семантических полей, а также трудности актуализации словаря [1, с. 71].
Публикация «Экспериментальная программа логоритмики, Музыкально-ритмический комплекс как средство обогащения словарного запаса» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Этап обогащения словарного запаса у детей с ОНР – сложный, однообразный и длительный процесс, от которого зависит, будет ли ребенок в свободной, спонтанной речи использовать многообразие слов, уметь произносить и знать их значение [3, с. 16].
При использовании традиционных методик по обогащению словарного запаса не удается достигнуть глубокой вовлеченности дошкольника в данный процесс, вызвать интерес. Логоритмика позволит сделать процесс обогащения словарного запаса наиболее интересным и эффективным. Так же помимо заинтересованности детей к обогащению словарного запаса, при работе с музыкально-ритмическим комплексом у ребенка развивается мелкая и общая моторика, формируются фонематические процессы. Музыка благоприятно влияет на внутренний мир человека и приносит ему удовольствие.
Изучение вопросов эффективности логоритмики как средства обогащения словарного запаса, привели к созданию музыкально-ритмического комплекса, который включал в себя два этапа. Подбирался музыкальный материал (музыкально – ритмические композиции, состоящие из соответствующих, перспективному плану, лексических тем, и разрабатывались двигательных упражнений, позволяющие выполнять движения под пропеваемые песни. Музыкальный материал, в соответствии с лексическими темами, содержит в себе большое количество разных частей речи, таких как имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения и наречия. После каждой музыкально – ритмической композиции дается перечень вопросов для беседы с детьми по закреплению пропетого материала в соответствии с темой музыкального занятия.
Реализация программы предполагает наличие оборудования в виде музыкального носителя, музыкального зала, что позволяет обеспечить: высокую активность и заинтересованность детей; комплексное воздействие на развитие ребенка; более экономное использование учебного времени.
Вся работа проводится в форме музыкальных занятий. Экспериментальная программа предполагает вовлечение в коррекционную работу музыкальных руководителей. Основными направлениями работы по обогащению словарного запаса у дошкольников с нарушениями речи посредством логоритмики для учителя – логопеда и музыкального руководителя стало :
1. Подбор музыкального материала для обогащения словарного запаса у детей с нарушениями речи.
2. Разработка перспективного планирования педагогической работы по обогащению словарного запаса у дошкольников с нарушениями речи с помощью логоритмики.
3. Проведение консультаций для музыкальных руководителей по обогащению словарного запаса у дошкольников с нарушениями речи с помощью логоритмики.
4. Обогащение словарного запаса с помощью логоритмики на музыкальных занятиях.
Первое занятие – ознакомительное, на котором детям дают прослушать несколько песен, после чего просят повторить вместе с музыкальным руководителем. Также музыкальный руководитель показывает соответствующие песне движения. После исполнения музыкально- ритмических композиций дети под руководствам музыкального руководителя проговариваю знакомые слова, а также знакомятся с новыми и раскрывают их значения. В качестве домашнего задания дается песенный материал для заучивания слов и движений. Второе занятие - закрепление уже знакомого песенного материала, беседа с музыкальным руководителем по соответствующей теме и изучение новых песен. Пример музыкально – ритмической композиции, по лексической теме: «Лето».
«Какого цвета лето»
Исполнитель: солисты ДМЦ «Волшебный микрофон».
Куплет.
Какого цвета лето?
Оно голубого цвета.
Как только день наступает,
Вода голубым сияет.
Это наше лето оно голубого цвета.
Дети ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи, затем тянутся руками вверх, и разводят их в стороны, шагают на месте, хлопая в ладоши.
Куплет 2.
Какого цвета лето?
Оно зелёного цвета.
В листву молодую одето,
Гуляет зелёное лето.
Это наше лето оно зелёного цвета
Дети тянут руки вперед, изображая крону деревьев.
Куплет 3.
Какого цвета лето?
Оно золотого цвета.
Золотом в небе блистает,
И на лугах расцветает.
Это наше лето оно золотого цвета.
Это лето, лето, лето
Оно разноцветного цвета.
Дети тянут руки в стороны, медленно поднимая их вверх.
Лексический материал.
Имена существительные: Лето, цвет, день, вода, листва, небо.
Имена прилагательные: Голубой, зеленый, молодой, золотой, разноцветный.
Глаголы: Сиять, гулять, блистать, расцветать.
Местоимения: Оно.
Вопросы для заключительной беседы с детьми.
1. Ребята, о чем поется в песне? О лете.
2. Про какие цвета лета поется в этой песне? Голубой, зеленый, золотой.
3. Что происходит с природой, когда наступает лето? Сияет вода, луга расцветают луга и
Таким образом, можно сделать вывод, что использование целого комплекса музыкально – ритмических произведений будет способствовать обогащению словарного запаса у детей с ОНР, и повышению эффективности логопедической работы и может быть использована в системе дошкольных учреждений учителем-логопедом и музыкальным руководителем.
Список использованной литературы:
1. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов, Пролетарский светоч, 2007. 71 с.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Владос, 2002.
3. Туманова Т. В., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : Дрофа, 2009. 16 с.