Осипова Люция Фазулловна
Экспериментальная деятельность в группе на тему «Почва»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждения
Детский сад «Умырзая» деревни Валитово муниципального района
Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Экспериментальная деятельность в группе
на тему : "Почва"
Осипова Люция Фазулловна,воспитатель
Цель. Знакомить с типами почвы родного края, ее составом и некоторыми свойствами.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение выделять свойства песка и глины;
Развивающие:
Публикация «Экспериментальная деятельность в группе на тему „Почва“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Почва. Исследуем почву
- Темочки
-развивать умение размышлять, высказывать и обосновывать свои суждения, обобщать результаты опытов.
-строить гипотезы и проверять их; формировать интерес к исследовательской работе.
Воспитывающие:
-воспитывать желание беречь природу.
Материал. Демонстрационный: маленький и большой распустившийся цветы, прозрачный пакет с почвой, образец почвы на тарелке, лупа, четыре стеклянные банки, три стаканчика с водой, три воронки, условные обозначения (почва, песок, глина, вода, воздух, лист, ветка, корни, насекомые).
Раздаточный: тарелочки с образцами песка, глины, почвы; палочки, лупы.
Предварительная работа. Рассматривание состава земли.
Последовательность работы
Воспитатель. Посмотрите, у меня в руках цветочек. Он вялый. Чахлый, не знает, где его дом, где ему теперь жить.
Дети. В земле.
Воспитатель. Да, в земле, но в какой? Давайте выясним!
Опыт. «Из чего состоит земля?»
Воспитатель. Рассмотрим с помощью увеличительного стекла, из чего состоит земля. Верно, земля состоит из почвы. Каким цветом почва обозначается? Правильно, коричневым, песок желтым, глина оранжевым.
Дети с помощью лупы рассматривают на тарелочках песок, глину, почву.
Вывод. Земля состоит из почвы (темного цвета, глины (слипшиеся песчинки темно- оранжевого цвета, песка (песчинки желтого цвета). (Выставляет символы на доске; рис. 1.) Давайте теперь рассмотрим, из чего состоит разная земля. Земля, действительно бывает разной по составу: песчаная, в которой больше песка, глинистая, в которой больше глины, и чернозем, в нем много микроэлементов.
Опыт. «Определение состава почвы»
Воспитатель. Давайте попробуем определить, в каком стакане какая почва. Как это можно сделать? Нальем одинаковое количество воды в каждый стаканчик и немного погодя посмотрим, чем они отличаются.
Дети наливают одинаковое количество воды в стаканчики с песчаной, глинистой и в стакан с черноземом; на время оставляют их.
Воспитатель. Давайте теперь рассмотрим, из чего состоят песок и глина.
Опыт. «Из чего состоят песок и глина?»
Воспитатель. Каждый с помощью увеличительного стекла рассмотрит, из чего состоит песок. (из песчинок) Как выглядят песчинки? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или белые, желтые). Песчинки- это крохотные камешки. Похожи ли песчинки друг на друга? (ответы).
Затем таким же образом рассмотрим комочек глины. Есть ли в ней такие же частички, как в песке? (есть, но они слипшиеся).
Вывод. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина- из мелких частичек- песчинок, которые слипаются друг с другом.
Воспитатель выставляет символы на доске.
Опыт. «Из чего состоит почва?»
Дети в лупу рассматривают почву и называют ее компоненты.
Вывод. Почва состоит из элементов живой и неживой природы: песка, глины, мелких камешков, веточек, сухих травинок, фрагментов листьев, семян, останков животных (воспитатель выставляет символы на доске).
Физкультминутка
Воспитатель. Представьте себя в виде маленького семени, которое посадили в землю, полили, оно прорастает, росток поднимается все выше и выше, качается на ветру, появляется бутон, он раскрывается и тянется к солнышку.
Дети выполняют соответствующие движения.
Воспитатель. А что еще есть в почве? Помните, мы с вами положили почву в пакет. Давайте посмотрим, что с ней произошло?
Опыт. «Есть ли в почве вода?»
Заранее положите почву в полиэтиленовый пакет и завяжите его. Во время занятия можно увидеть капли воды в пакете.
Воспитатель. Откуда они взялись? Верно, влага из почвы испаряется и оседает на стенках пакета в виде капель воды, значит…
Вывод. В почве есть вода.
Опыт. «Есть ли в почве воздух?»
Воспитатель. Опустим в банку с водой образец почвы. Появились пузырьки. Откуда взялся воздух? Верно, он находится между комочками почвы.
Вывод. В почве есть воздух, который нужен растениям.
Воспитатель. Давайте вернемся к нашим стаканчикам и попытаемся определить, какая в них почва : глинистая, песчаная или чернозем.
Опыт. «Что лучше пропускает воду?»
Воспитатель. Три воронки, наполненные песком, глиной и почвой, вставьте в пустые стаканчики. Налейте в каждую воронку одновременно одинаковое количество воды. В каком стакане вода быстрее отстоится? Почему?
Вывод. Быстрее всего вода просачивается сквозь песок.
Воспитатель. Какой домик будет лучшим для нашего цветочка? Правильно, из почвы. Почему? Что в ней находится? Зачем нужно добавить в почву немного песка? Чтобы почва была рыхлой и вода быстрее добралась до корешков растений. Вот в этом горшочке и есть такая почва. Мы туда наш цветочек и посадим (отвлекает детей и сажает в горшок искусственный цветок).
Дети в восторге от того. Что на правильно выбранной почве цветок расцвел.