Ольга Сидорова
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Свойства воды»
Экспериментальная деятельность в старшей группе
«Свойства воды»
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования с водой. Уточнить представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Сформировать знания о значении воды в жизни человека : вода - источник жизни. Опытным путем познакомить детей со свойствами воды. Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. Воспитывать бережное отношение к воде. Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения.
Публикация «Экспериментальная деятельность в старшей группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование:
Презентация. Аудиозапись «Песня воды», «Утро» Э. Грига. Стаканчики, вода, молоко, сахар, лимонный сок, ложечки, трубочки для коктейля, бутылочки с водой для проведения опытов. Пищевые красители и любое растительное масло для «Салюта».
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети под музыку входят в группу и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. «Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»,
«Здравствуйте и Добрый день»
Говорить нам всем не лень.»
Отгадайте загадку:
«Я и туча, и туман,
И река, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу» (вода)
Правильно вода! Ребята, к нам сегодня в группу пришло письмо
«Здравствуйте, ребята. Я – веселая капелька воды по имени Капитошка. Я очень люблю путешествовать и уже облетела всю планету. Вы знаете как называется наша планета? Повсюду воду называют волшебной. Вы, я знаю, ребята умные. Помогите мне ответить на вопрос: «Почему Вода – Волшебница?»
Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке?
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие в Царство воды. Закройте глазки, я произнесу волшебные слова: «Раз, два, повернитесь, в Царстве воды окажитесь» (звучит запись «Песня воды»)
Открывайте глазки, мы на месте.
Воспитатель: Скажите, ребята, где же обитает вода в природе?
(ответы детей)
Воспитатель: Как назвать воду в море – морская,
в реке - речная, в роднике – родниковая, в болоте -болотная, в озере -озёрная.
Воспитатель: Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду: и в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода.
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране»
Воспитатель: Кому нужна вода для жизни? (Ответы детей)
А знаете, для чего нужна вода человеку, как мы её используем?
(Ответы детей)
Воспитатель. Правильно. Вот видите, ребята, какая ценная вода!
Как вы думаете, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла с нашей планеты? (Ответы детей)
Воспитатель: Без воды всё живое на свете погибло бы. Вода - это жизнь. Она нужна всем живым существам – людям, растениям, животным.
Воду надо беречь: не лить ее без необходимости, закрывать кран, не засорять реки, моря и озера.
«Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!»
Воспитатель: Молодцы! Вода и в самом деле Волшебница!
А сейчас предлагаю поиграть.
ИГРА «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»
Воспитатель: Итак, нам с вами необходимо узнать тайну воды : какими волшебными свойствами она обладает? Для этого мы с вами, как настоящие ученые, сейчас проведем опыты изучению свойств воды. Я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)
Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Посмотрите, наша лаборатория к работе готова. Чтобы наша работа была успешной, в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила поведения: не разговаривать, не шуметь, внимательно слушать воспитателя, следовать его указаниям, делать выводы.
Занимайте свои рабочие места.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «КАПИТОШКА»
Подготовим наши ручки к работе.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЛОДОЧКА»
«Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья
Это лодочка моя.
Паруса подниму
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.»
Воспитатель: Итак, приступаем к работе.
Опыт №1 Вода твердая или жидкая?
Воспитатель: Давайте проверим: возьмем два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и переместим воду из одного в другой.
Почему вода переливается? (Потому что она жидкая).
Вывод: Вода – это жидкость
Опыт № 2: Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В оба стакана опустим ложки. В стакане, где вода, ложка видна, а в стакане, где молоко, ложка не видна. Как вы думаете, почему? Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет.
Вывод: Чистая вода не имеет цвета.
Опыт № 3: Какой вкус у воды?
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканы с трубочкой и попробуйте воду. Расскажите, какая вода по вкусу? (Безвкусная)
Возьмите кусочки сахара и положите в воду. Размешайте, попробуйте воду.
Какие изменения произошли с водой? (Сладкая)
Вывод: Чистая вода не имеет своего вкуса.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте пройдем на ковер на физкультминутку.
Физкультминутка
Воспитатель: Присаживайтесь за столы, продолжим работу.
Опыт № 4: Чем пахнет вода?
Воспитатель: Ребята, понюхайте воду. Чем пахнет вода? (Вода не пахнет).
Что произойдет, если мы добавим туда лимон? (У воды появился запах)
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №5 Вода умеет растворять.
Воспитатель: Ребята, а я тоже Волшебница. Не верите?
Смотрите внимательно: я возьму бутылку с чистой водой, встряхну ее и скажу волшебные слова: Раз, два, вода из простой стань цветной! Какой стала вода? (зеленой).
Возьму вторую бутылку и сделаю тоже самое. Какой стала вода? (красной)
Воспитатель: А теперь я превращу вас в волшебников. Возьмите бутылочки с чистой водой и вместе скажем волшебные слова, хорошенько встряхнем бутылочки, подуем на них. Какой стала вода в ваших бутылочках? (Цветной)
Воспитатель: Я открою вам тайну: это сделала Волшебница вода.
Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду, растворяется в ней и окрашивает ее.
Вывод: Вода умеет растворять некоторые вещества.
Опыт №6 Вода тяжелее воздуха?
Воспитатель: Проверим взаимодействие воды и воздуха.
Возьмите стаканы с трубочкой и подуйте в воду. Что происходит? Появляются пузыри, так как воздух поднимается вверх.
Вывод: Вода тяжелее воздуха.
Воспитатель: Итак, наша работа по изучению воды окончена.
Ребята, вам понравилось проводить опыты в научной лаборатории?
Какие волшебные свойства воды мы сегодня узнали?
Вода – жидкость.
Вода не имеет вкуса, цвета, запаха.
Вода растворяет некоторые вещества.
Вода тяжелее воздуха.
Вода – настоящая Волшебница: она умеет превращаться, менять свое состояние.
А вы, ребята, просто волшебники!
А сейчас Салют!
Наполнить банку на теплой водой. В миску размешаем 3-4 ложки растительного масла и несколько капель пищевых красителей.
Аккуратно налить смесь в банку с теплой водой.
Красители начнут медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.
Воспитатель: Капитошке очень понравилось, как вы занимались: как много знаете о Воде Волшебнице, правильно отвечали на вопросы, сами проводили опыты. Большое спасибо, ребята!