Светлана Овчинникова
Экспериментальная деятельность «Удивительное вещество — вода» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности по теме: «Удивительное вещество – вода»
Цель: формирование представлений детей о свойствах воды, вовлечение в опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи
1. Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воды: жидкость, прозрачная, без цвета и запаха, имеет вес, является растворителем;
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, любознательность;
Публикация «Экспериментальная деятельность „Удивительное вещество — вода“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать коммуникативные способности, умение рассуждать, сравнивать и делать выводы;
- активизировать и обогатить словарный запас по теме.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное и экономное отношение к воде;
- создать доброжелательную атмосферу в группе.
4. Предварительная работа: беседы на тему «Важность воды в жизни человека»; загадывание загадок; чтение сказок и рассказов «Серая тучка», «Дождик», «Мойдодыр»; заучивание потешек: «Ай, лады, лады, лады…», «Водичка, водичка, умой мое личико…»; просмотр мультфильма «Девочка чумазая» по мотивам стихотворения А. Барто, прослушивание аудиозаписи «Шум дождя», «Ручеек».
5. Форма организации: групповая; самостоятельная деятельность детей.
6. Методы и приемы: игровой, наглядный, наблюдение, практическая деятельность детей, словесный, словарная работа и активизация словаря, использование художественной литературы.
7. Материалы и оборудование: клеенки на каждого ребенка, одноразовые стаканчики: по одному с водой и по одному стаканчику пустому, салфетки, губка, кисточки на каждого ребенка, гуашь, одноразовые ложечки на каждого ребенка, сахарный песок, кипяченная вода.
Ход занятия:
Вводная часть:
(включается аудиозапись «Шум дождя»)
1. Беседа «Что такое дождь?»
В. : Ой, ребята, а что это за шум? Вы слышите? (Ответы детей). Верно, это шум дождя. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Сейчас осень и дождь является явлением природы, которое мы можем наблюдать осенью. Интересно, как вы считаете, что представляет собой дождь? (Ответы детей). Верно, дождь – это вода.
2. Чтение стихотворения «Вы слышали о воде?»
В. : Вы слышали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить -
Без воды нам не прожить!
3. Беседа «Кому и для чего нужна вода?»
В. : Ребята, а кому нужна вода? (Ответы детей) Она нужна растениям? (Ответы детей) А для чего? (Ответы детей) А нужна ли вода животным? (Ответы детей) А человеку? (Ответы детей) А для чего она нам нужна? (Ответы детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и для утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи.
Основная часть:
1. Загадка
В. : У меня для вас загадка, отгадайте – ка, ребятки!
Она и в море, и в реке,
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике.
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать? (Ответы детей)
Верно, это капелька! И она тоже у нас сегодня в гостях, да не одна, а со своими подружками.
2. Поисковая деятельность «Где спрятались капельки?»
В. : Интересно, где же они спрятались! Давайте с вами их поищем? (дети с воспитателем перемещаются по группе в поисках капельки)
В. : Здорово! Вы очень наблюдательны! Капельки у нас с вами поместилась на тучке в нашем центре «Мир природы». Им стало скучно на тучке, и они решили прийти к нам в гости, рассказать о себе и поиграть с нами. Прежде чем познакомиться с нашими капельками, давайте познакомимся с правилами работы с водой.
3. Правила при работе с водой
В. : Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Губка под рукой всегда!
Прежде чем приступить к изучению наших капелек воды, давайте немного разомнемся.
4. Физминутка «Капля раз, капля два…»
В. : Капля раз, капля два, (показываем поочерёдно ладошки)
Капля медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)
А потом, потом, потом-
Всё бегом, бегом, бегом! (бег на месте)
Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)
От дождя себя укроем!
(после физминутки дети рассаживаются за столы)
5. Опыт № 1. «Вода имеет вес»
В. : Итак, перед вами два стаканчика - один пустой, другой с водой! Поднимите по очереди стаканчики и скажите, что тяжелее? Вода или пустой стаканчик? (Ответы детей) Верно, вода тяжелее. Значит, мы какой можем сделать вывод? (дети высказывают свои мысли, формулируют вывод)
Вывод: вода имеет вес.
6. Опыт № 2. «Вода - жидкость»
В. : Ребята, теперь возьмите стаканчик с водой и попробуйте аккуратно перелить воду в пустой стаканчик. Почему вода льется? (Ответы детей). Вода жидкая, поэтому она льется. Значит, мы можем сделать следующий вывод, какой? (Ответы детей)
Вывод: вода – это жидкость.
7. Опыт № 3 «Вод не имеет запаха»
В. : А сейчас я вам предлагаю понюхать водичку. Чем она пахнет? (Ответы детей)
Вода не пахнет, она не имеет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
8. Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса»
В. : А сейчас, давайте попробуем на вкус нашу водичку. Что скажите, вода имеет вкус? (Ответы детей). Вода вкуса не имеет. И мы делаем следующий вывод, что вода (Ответы детей)
Вывод: вода безвкусная.
9. Опыт № 5 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус»
В. : Мы с вами определили, что вода не имеет вкуса, но давайте попробуем придать воде вкус. Согласны поэкспериментировать? (Ответы детей). У нас есть сахарный песок предлагаю вам взять ложечку сахарного песка и добавить (по кусочку сахара) (воспитатель с сахарным песком подходит к каждому ребенку,добавляем сахарный песок (кусочек сахара, и все тщательно перемешиваем. Обратите внимание, после размешивания, кристалликов сахара почти не осталось. Почему? (Ответы детей). Сахар растворился. А теперь попробуйте, пожалуйста, что у вас получилось? (Ответы детей)
Вывод: вода – растворитель, ей можно придать и вкус.
10. Пальчиковая игра «Дождик»
В. : Что - то я, смотрю, наши капельки заскучали. Нужно их развеселить. Давайте немного поиграем, а потом снова продолжим. Вы согласны? (Ответы детей)
Дождик песенку поёт: (дети свободно встряхивают кистями)
Кап, кап
Только кто её поймёт — (недоумённо разводят руками в стороны)
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты, (показывают на себя, на соседа)
Да зато поймут цветы, (изображают пальцами, как распускаются цветы)
И весенняя листва, (удерживают руки перед собой)
И зеленая трава. (сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят траву)
Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держат в руках зерно)
Прорастать начнет оно! (совершают змеевидные движения)
11. Опыт № 6 «Вода прозрачная, бесцветная»
В. : Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить. Присаживайтесь и мы продолжим изучать с вами свойства воды.
Дети, у вас на столе у каждого есть ложечки и еще по стаканчику с молоком. Опустите сначала ложечку в стаканчик с водой, а потом в стаканчик с молоком. В каком случае, ложечку было видно, а в каком не видно? (Ответы детей). Все верно, ложечку видно в воде, но не видно в молоке. Следовательно, какой мы делаем вывод? (Рассуждения детей)
Вывод: Вода – прозрачная, бесцветная.
12. Опыт № 7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет»
В. : Мы с вами определили, что вода бесцветная. Скажите, а мы можем изменить цвет воды? (Предположения детей) Верно, мы можем ее окрасить в разные цвета. Для этого у нас есть кисточки и краски. Выберите себе, пожалуйста, цвет краски, назовите, какой цвет выбрали? (Ответы детей). Теперь аккуратно обмакните кисть в баночку с краской, а затем промойте кисть в стаканчике с водой. На этот раз пробовать не нужно, это не безопасно! Что у вас получилось? (Ответы детей).
Вывод: вода – растворитель, ее можно окрасить в любой цвет.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап):
Обсуждение
В. : Ребята, вам понравилось экспериментировать? (Ответы детей) Какие опыты с водой вам понравились больше всех? (Ответы детей) Может, какие – то опыты вам показались сложными? И у вас что – то не получилось? (Ответы детей) Давайте подведем общий итог, что мы с вами узнали о воде? С какими ее свойствами познакомились? (Ответы детей, затем воспитатель еще раз обобщает все свойства воды).
Капельке тоже у нас понравилось и она обещала еще зайти к нам в гости. До новых встреч!