татьяна чертанова
Экспериментальная деятельность как необходимое условие развития самостоятельности ребенка (рекомендации для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность как необходимое условие развития самостоятельности ребенка (рекомендации для воспитателей
Если взрослые всерьез относятся к бесконечным детским вопросам «когда?», «как?», «почему?», у них есть только один путь – экспериментирование. Кстати, порой он действительно приводит к великим открытиям.
Известно, ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможности действовать с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых процессах, явлениях или объектах, а педагогу – делать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Публикация «Экспериментальная деятельность как необходимое условие развития самостоятельности ребенка (рекомендации для воспитателей)» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Какие возможности дает экспериментальная деятельность детям :
- тесное общение
- проявление самостоятельности, самоорганизации
- свобода и ответственность
- сотрудничество
Потребность в самостоятельности опирается на тот факт, что по природе своей дети активны и склонны к занятиям, способствующим к различным открытиям. Экспериментальная деятельность – оптимальная деятельность для развития самостоятельности у ребенка-дошкольника. Самостоятельность означает то, что дети учатся нести ответственность за собственные планы и занятия, за свои действия и выводы.
Что значит быть самостоятельным, это:
-уметь и иметь право делать выбор
- определять собственные цели, знать чему они хотят научиться
- вносить предложения, не бояться брать на себя инициативу
- разрабатывать и выполнять планы
- распределять обязанности
- не бояться обращать за помощью
- знать, что они могут
Таким образом, дети получают возможность самостоятельного решения проблемы, благодаря чему они учатся думать, поступать творчески – для всего этого есть место в экспериментальной деятельности.
Еще самостоятельность означает свободу. И здесь нам поможет эксперимент, исследовательская деятельность. Ребенок учиться быть свободным:
- в выборе вида деятельности
- в определении последовательности выполнения задания
- в использовании вспомогательных источников
- в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми
- в использовании и распределении своего времени, благодаря чему создается возможность более длительное или более короткое время работать над темами.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств : ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
С целью обогащения знаний детей об окружающем, взрослым следует создавать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду – в льдинки.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? И т. д.
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения («Почему движутся предметы?»); законы инерции(«Монета в стакане», «Лист из под стакана»)
Живая природа – это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы…
Опыты позволяют многое узнать и о человеке: «Проверим слух», «Стук сердца», «Цвет кожи», «Почему храпит человек» и т. д.
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающе-го мира Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как».
Экспериментирование, как одна из форм организации детской дея-тельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к откры-тию новых знаний и способов познания
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать самостоятельность ребенка, а также его творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.
Литература:
1. Запорожец «Развитие рассуждения в дошкольном возрасте» газета «Дошкольное образование» №1.06, № 2.06
2. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» газета «Дошкольное образование» №12.05г