Мария Пестерникова
Экспериментальная деятельность детей в ДОУ
В настоящее время мы становимся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный вид деятельности дошкольников – проектно-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Однако, до сих пор, он не выделен в специальный раздел ни в одной комплексной программе по дошкольному воспитанию детей.
Публикация «Экспериментальная деятельность детей в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Основным методом детской исследовательской деятельности является – экспериментирование. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. В процессе экспериментирования ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует свою мыслительную деятельность, так как постоянно возникает необходимость наблюдать, сравнивать, размышлять, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственную связь, делать соответствующие выводы. (Пример)
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. (Пример)
Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, самостоятельную или совместную деятельность и т. д. При проведении экспериментально-исследовательской работы необходимо выделить следующие этапы:
• определение и постановка проблемы;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• непосредственное проведение эксперимента;
• обобщение полученных данных;
• вывод.
Структура занятия-эксперимента
(Примерная)
1. Постановка исследовательской задачи, желательно в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования.
6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты деятельности.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов эксперимента.
(Пример занятия-эксперимента и его анализ)
Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность развивает у детей познавательную инициативу, обогащает их представления об окружающем мире, учит устанавливать причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения, формирует устойчивый интерес к приобретению знаний, что является одним из основных критериев готовности детей к обучению в школе.