марина киреева
Познание детьми окружающего мира с помощью опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Познание детьми окружающего мира с помощью опытно-экспериментальной деятельности
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Экспериментирование - это специально организованная деятельность способствующая становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Окружающий нас мир настолько разнообразен и интересен, что граней в его познании не существует. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно находить ответы на интересующие его вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. Детское экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности наряду с игрой. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. В ходе деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно - экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольник и их полноценную готовность к обучению в школе. Мы в своей работе широко используем, метод детского экспериментирования. В нашем дошкольном учреждении в каждой группе созданы центры по опытно-экспериментальной деятельности (мини-лаборатории, которые оснащены разнообразным оборудованием в зависимости от возраста дошкольников и доступны им в использовании. Нами были разработаны картотеки опытов : «Опыты с водой», «Опыты с песком», «Опыты со снегом», «Опыты с воздухом», а так же картотеки занимательных игр - эксперементов и наблюдений.
Публикация «Познание детьми окружающего мира с помощью опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников используем разнообразные формы и методы в зависимости от возрастных особенностей детей, а так же от характера воспитательно-образовательных задач. Учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяем выражать свои впечатления в игре, в изобразительной деятельности в художественном слове, что позволяет закрепить впечатления, полученные знания и ощутить связь природы и с самим собой.
Активно расширяем кругозор родителей по опытно-экспериментальной деятельности. Для них созданы картотеки элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Фокусы с магнитами», «Цветной песок». На родительских собраниях неоднократно проводились мастер классы по расширению знаний об окружающем мире с использованием опытов и экспериментов. Систематическая работа позволяет достичь положительных результатов в развитии детей. Опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию у детей интереса к окружающему миру, расширяет кругозор. Дети активно используют полученные знания на практике.