виктория ганичева
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
Всем известно, что маленькие дети любознательны. В процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности.
Публикация «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста в детском саду» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и. способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности я предполагаю решение следующей цели:
- развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Достижению этой цели способствует выполнение следующих задач:
- расширять знания детей об окружающем их мире, познакомить с особенностями родного края, со свойствами живой и неживой природы нашего региона;
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода – для удовлетворения своих потребностей;
- способствовать воспитанию у детей здорового любопытства, интереса к окружающему их миру; воспитывать трудолюбие, усидчивость, осторожность в обращении с предметами, уважение к культуре и природе своего края.
Дети должны получить следующие знания и умения:
- Знания о климатических условиях своего региона и сезонных изменениях;
- Знания об основных свойствах песка, воды, воздуха и других окружающих их веществ;
- Знания о правилах безопасности труда и личной гигиены;
- Уметь наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное;
- Умение использовать простейшие приемы обследования предметов в повседневной жизни.
Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.).
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательные области, прогулку и сон. Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Мы проводим эксперименты и в группе, и в экологическом центре, и на участке детского сада.
В процессе работы я поняла, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды. Среда должна создавать условия для:
- возможности действий с природным и рукотворным материалом;
- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
- усиление интереса к явлениям природы;
- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.
В нашей группе есть уголок природы, в нем размещены комнатные растения с учетом возраста детей. Есть календарь природы, где дети могут отмечать изменения погоды, называя время года, месяц, осадки, температуру воздуха и т. д.
Каждый год, весной, на подоконнике мы размещаем «огород». Создание огорода на подоконнике в группе детского сада – это не только познавательное занятие, но и очень приятное, особенно когда за окном ещё лежит снег. Уже хочется не только отведать свежие дары природы, но и полюбоваться цветами зелени. Очень приятно, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, рассада и даже трава. Огород в группе – это отличный способ развеять сезонную тоску, а вместе с тем получить много новых, интересных и полезных знаний.
В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры ребёнка. Программа детского сада позволяет формировать у детей глубокие знания в области экологии. Используя различные методы и приёмы работы по проекту, можно добиться не только достаточного уровня освоения программного материала, но и изменения определённых качеств ребёнка, способствующих развитию трудовых навыков, формированию эстетических представлений и стремлению облагораживать своё окружение.
Цель, которую при этом ставим: Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода. Формирование у детей интереса к исследовательской и опытнической деятельности.
Задачи, которые мы решаем:
- приобщать детей к трудовой деятельности;
-учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
-развивать познавательные и творческие способности;
-обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
-формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
-формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек» : люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
-учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
-развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты по данному виду деятельности :
Освоение детьми экологических знаний, трудовых навыков. Дети научатся замечать красоту растительного мира, ухаживать за растениями в комнатных условиях, познакомятся с условиями их роста. Научатся проявлять желание заботиться об огороде, воплощать творческие идеи в его оформлении. Выращивание рассады с последующей посадкой её на территории огорода детского сада. Участие в конкурсе «Огород на окне» (наша группа заняла второе место среди других групп – участников в детском саду «Родничок», 2013г.).
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. В нашем детском саду созданы условия для экспериментирования. Большинство демонстрационного и раздаточного материала сделано своими руками, например:
- Картотека экспериментов (опыты, направленные на исследование и проведение экспериментов с природными явлениями, с жизнедеятельностью человека и т. п.)
- Выделены центры экспериментирования.
Важное значение в становлении высоконаправленного отношения человека к природе имеет экологическое воспитание в семье. Мы стараемся вести разъяснительную работу, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье, повышать их экологическую культуру. Используем для этого выступления на родительских собраниях, консультации, привлекаем родителей к субботникам по благоустройству территории детского сада.
Дети и родители активно участвуют в различных конкурсах, таких как: «Природа и творчество», «Урожай года».
Создана экологическая комната (экоцентр) для ознакомления с окружающим миром, где находятся материалы для демонстрации детям.
Используются информационные технологии (видео материалы).
На территории детского сада организованы «экологические пространства». Весной регулярно проводится озеленение участков и цветников. В нашем детском саду организованы экологические тропы – специально оборудованный маршрут на природе. Созданы картосхемы тропы, на которых все объекты наблюдений обозначены значками и надписями, и используются, как демонстрационный материал в работе с детьми.
Имеются художественные произведения о природе, репродукции картин.
Заключение.
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Развиваются такие качества личности, как: самостоятельность, инициативность, целеустремленность.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и об их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.