Марина Бурлакова
Экспериментальная деятельность детей младшего возраста: «Волшебница — Вода» презентация опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Стремление к познанию естественно для человека. Маленький ребёнок – исследователь от рождения, он стремится познать окружающий мир всеми возможными, доступными ему, способами: увидеть, услышать, попробовать на вкус и так далее. Очень важно поддержать малыша, грамотно указать путь к постижению нового и неизведанного.
Современные технологии открыли практически безграничные возможности для обучения детей. К сожалению, бездумное использование всевозможных гаджетов оказывает не лучшее влияние на развитие маленьких граждан.
Публикация «Экспериментальная деятельность детей младшего возраста: „Волшебница — Вода“ презентация опыта работы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Полагаю, главная задача, которая стоит перед образовательным учреждением (дошкольным, школой, педагогом, родителями – добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но обязательно и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно такие люди смогут принести максимальную пользу обществу и государству.
В качестве одного из методов для достижения этих целей, на мой взгляд, нужно использовать экспериментирование. Оно предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем, хранителем земных богатств.
Наши дети экспериментируют с различными материалами, но особенное удовольствие им доставляет игра с водой. Это направление в опытнической деятельности увлекает меня больше всего.
Экспериментирование с водой позволит мне решать такие задачи как:
• Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях.
• Развитие мыслительных операций и познавательного интереса.
• Воспитание бережного отношения к воде.
С помощью этого я хочу добиться цели: создать условия для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Ведь экспериментирование тонкой нитью проходит через все виды деятельности дошкольника.
В своей работе я использую различные формы организации детей :
• фронтальные;
• групповые;
• индивидуальные.
Мне хочется поделиться опытом своей работы по организации экспериментирования с водой в детском саду для развития познавательной активности ребёнка.
В начале работы я сформулировала ожидаемые результаты, которые мне бы хотелось достичь со своими воспитанниками по окончании внедрения данного опыта в практику :
• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
• Сформировать у них уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок.
• Обогатить предметно–развивающую среду в группе.
Новизной данного опыта считаю комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
С детьми младшего дошкольного возраста, опираясь на их маленький жизненный опыт, сделали вывод, что вода таит в себе много неизвестного. Проводя элементарные опыты, малыши научились определять ее свойства: прозрачная, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной, теплой, растворяет соль и сахар, на поверхности воды могут плавать лёгкие предметы и тонуть тяжёлые, её можно окрасить гуашью, заморозить, тем самым превратив в лёд, а подержав в ладошках, лёд растворяется и стаёт водой.
Наблюдали, когда как вода льется из одной ёмкости в другую и принимает форму данного сосуда, сделали умозаключение, вода не имеет определённую форму.
При проведении опыта «Лед легче воды» они убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает – тает.
Вызывали «бурю» в стакане воды при помощи коктейльных палочек, а добавив несколько капель жидкого мыла, получили полные стаканчики мыльных пузырей.
Убедилась в том, что игры-эксперименты с водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности.
Так как с малышами нужно всё повторять, то мы закрепили выводы об экспериментах при помощи схем.
А в журнале наблюдения отображали свои исследования с водой, наброски делал воспитатель, дети в силу своего возраста только помогали.
Например, на занятиях рассматривали плакаты и иллюстрации о пользе воды для всего живого, сделали вывод, что без воды на земле всё живое погибнет. Итогом был просмотр презентации «Капитошка спасает планету»
Во время сюжетно - ролевых игр: «Купаем куклу», «Варим обед», «Моем посуду» в игровой форме выяснили, что вода нам очень нужна.
Организованные наблюдения за природой на прогулках обогащают опыт детей и побуждают их к практической исследовательской деятельности.
Во время прогулки с детьми мы увидели, что кругом всё белым снегом покрыто, и наша ледяная горка тоже белая и унылая и мы решили «развеселить» нашу горку: украсили разноцветными льдинками. Вовремя экспериментирования мы с малышами окрашивали воду в разные цвета в формочках для льда, а затем заморозили на подоконнике за окном. Сколько было у них восхищения и радости, а ведь это самое главное у младших дошкольников, что это они сделали сами.
Мальчишки и девчонки активно рассказывают дома о наших экспериментах, и родителям тоже стало интересно. Я поместила в уголке для родителей консультации «Опыты на кухне», «Снами рядом вода – лёд», «Наблюдаем на прогулке»
Работа по элементарному экспериментированию, дала положительные результаты. Дети активно проявляли познавательный интерес, который заметно возрастал с каждым днем. Что, в свою очередь помогло им усвоить весь материал. Развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - необходимое условие успешного становления личности дошкольника.
При организации детской экспериментальной деятельности, я постоянно ставлю перед собой вопрос: «А нужно ли это ребёнку?», «Какое дальнейшее применение полученным знаниям он найдёт в повседневной жизни?». Большинство ответов положительные.
Прихожу к выводу, что для работы мною выбрано нужное и ценное содержание. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, следовательно, только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. Взрослые же должны создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.
Перспектива
продолжить организацию опытов и наблюдений о воде (пар, иней, туман, снег – его происхождение).
учить уже самостоятельно заполнять журнала наблюдений (средний возраст)
Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе.
№ Название цель
Сентябрь
1. "Радуга" Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать.
2. "Мыльные пузыри" Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие.
Октябрь
3. "Волшебная вода" Учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные "волшебные" цвета и оттенки.
4. "Цветные капельки" Учить наблюдать за "путешествием" капельки.
Ноябрь
5. "Откуда берется дождь?" Обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление.
6. "Танец горошин" Познакомить с понятием "сила движения", развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
7. "Добываем воду для питья" Показать простой эксперимент, развивать мышление, умение концентрироваться.
Декабрь
8. "Тонет - не тонет" Провести испытание на «плавучесть" разных игрушек из разного материала.
9. "Освобождение из плена" Наблюдение за разными способами размораживания.
Январь
10. "Снежные фигуры" Учить лепить из снега снежных баб.
11. "Ледяные узоры" Развивать наблюдательность, продемонстрировать простейший эксперимент.
12. "Льдинки" Учить детей наливать воду в различные формы, наблюдать через окно, как вода покрывается корочкой льда и замерзает, знакомить с качеством воды.
Февраль
13. "Волшебный материал" Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
14. "Вода бывает теплой, холодной, горячей" Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.
Март
15. "Поиск воздуха" Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.
16. "Веселая полоска" Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.
Апрель
17. "Подводная лодка из винограда" Показать, как всплывают и поднимается подводная лодка, рыба
18. "Что любят растения" Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Май
19. "Черное и белое" Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
20. "Солнечные зайчики" Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность.
Перспектива
продолжить организацию опытов и наблюдений о воде (пар, иней, туман, снег – его происхождение).
учить уже самостоятельно заполнять журнала наблюдений (средний возраст)
Список используемой литературы:
1. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме : «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
6. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические