Людмила Терентьева
Эксперимент по гендерному развитию в рамках семинара
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках семинара по гендерному развитию я провела эксперимент с детьми и анкетирование с родителями.
Получились очень интересные результаты. У родителей тема гендерного развития вызвала эмоциональный отклик. Одна мама мне написала, что эту тему дома не обсуждают, но теперь будут. А один папа написал, что вопросы гендерного воспитания стоит обсуждать с 13-14 лет.
Публикация «Эксперимент по гендерному развитию в рамках семинара» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Гендерное развитие — развитие индивида согласно половой принадлежности и гендерной идентификации.
Существенное влияние на развитие личности оказывает гендерная принадлежность. На примере копирования поведения окружающих взрослых людей ребенок формирует в себе маскулинные или феминные качества. Общение, созерцание и восприятие модели поведения формирует правильное гендерное развитие согласно пола.
У всех у нас есть пол врожденный биологический, но все мы приобретаем в детстве модель поведения свойственную нашему полу.
Сейчас на Западе все больше идет тенденция к воспитанию некого “ОНО”. То есть воспитание, не ориентируясь на пол ребенка. “Типа сам вырастет определится”. К сожалению, все “оттуда” рано или поздно приходит к нам.
А что в результате получается. Ребенок, не определившийся с полом в дошкольном детстве, так и останется никем. Отсюда засилье людей с нетрадиционной ориентацией и прочими психическими проблемами.
Я решила выяснить как этот вопрос стоит сейчас в семьях наших воспитанников. Что считают родители и как видят дети мужчину и женщину.
Каждый родитель по видит по своему будущее своего ребенка. Мы решили выяснить, что думают родители о гендерном воспитании и какие качества они воспитывают в своих детях. А так же опросили детей с целью узнать их мнение: “Какие бывают мальчики и девочки? Чем они отличаются?”.
Методики применяемые в ходе эксперимента :
• Анкетирование родителей “Что я знаю о гендерном воспитании детей?”
• Анкетирование родителей “Мальчики и девочки- два разных мира”
• Интервью детей “Какие бывают девочки и мальчики”
• Рисунок детей “Мужчина и женщина”
В анкетировании приняли участие:
15+16 мам=31 мама
2+2 пап=4 папы
1 сестра
Диагностика детей проводилась в старших группах. В обследовании приняло участие 44 ребенка в возрасте от 5 до 6 лет.
В результате получились интересные данные.
Уже по заполняющим анкету можно судить, что основные вопросы, связанные с детьми берет на себя мама. Мамам зачастую легче ответить на вопросы и даже если анкеты давались папам они делегировали их заполнение мамам.
Результаты анкетирования:
1. Необходимо ли гендерное просвещение в детском саду?
Большая часть родителей отметило, что это важно.
2. Темы интересующие родителям в рамках гендерного воспитания?
(м)Две мамы написали что как научить ребенка постоять за себя и отстоять себя в группе сверстников
(д) Роль мужчины и женщины в современном обществе. Культура в сфере взаимоотношения полов.
(д) Уважение к институту семьи и роль в семье, как я помогаю родителям.
(м, д)Дружеское отношение к противоположному полу. Дружба мальчиков и девочек. Бережное отношение к девочкам. Доблесть мальчиков. Взаимоотношение между полами (умение общаться, помогать, слышать потребности друг друга). Различие между мальчиками и девочками в поведении. Половое воспитание (рассказы о разнице между полами)
(м) При воспитании детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия, Мальчики плохо воспринимают объяснения на слух для них предпочтительнее использовать визуальные средства.
3. Что должен делать мать, а что отец для воспитания ребенка?
Роль отца
Научить постоять за себя
Научить уважать женщин
Развивать мужественность
Любовь к труду
Самостоятельность, давать советы
Отвечать за свои поступки, оберегать, заботится о близких
Пример для подражания
Должен быть лидером и защитником
Дарить любовь, заботу, обеспечивать мать.
Отец должен быть строг
Тренировать выносливость, силу
Вера в себя, опора
Мужество, упорство
Пример будущего мужа, в отношениях мужчины и женщины
Роль матери
Хвалить, понимать, утешать
Научить быть нежным и хорошим манерам
Любовь и уважительное отношение к старшим
Проявлять нежность и ласку, заботу, поддерживать, хвалить, пример,
Учить проявлять свои чувства, выражать любовь и нежность, разговаривать
Хранительница очага, домашнего уюта
Защита, надежность, дружба, доброта, учить любить
Воспитывает нежность, женственность
4. Как вы считаете, какие качества нужно воспитывать в девочке/ мальчике?
Мальчики
Честность, любовь, вера в себя
Доброта, забота о ближних, умение отстоять свое мнение
Решительность, способность сочувствовать, способность помочь, уверенность в себе, внимание
Стремление к лидерству, надежность, тактичность, заботливость, умение уступать, самодостаточность
Мужественность, надежность.
Мужество и отвагу, силу воли
Ответственность, терпение, трудолюбие, доброту, уважение
Умение брать ответственность, умение принимать решения, совестливость, самостоятельность.
Уважение к окружающим.
Быть рыцарем. Защитник
Тягу к знаниям, силу, ловкость, смелость. Уважение к женщинам.
Чистоплотность, индивидуальность
Девочки
Сочувствие, эмпатию, поддержку
Женственность
Заботливость, ответственность, способность помочь, нежность, хозяйственность, аккуратность, опрятность, чистоплотность, веру в себя правдивость, искренность, естественность
Мягкость, красота, любовь, нежность
Умение договориться
Быть принцессой, стремление к красоте
Скромность, бережливость, искренность
Сострадание, сопереживание, чувствительность, уверенность в себе
Умение и способность отдавать и принимать
Позитивное отношение ко всему, мудрость.
Следующий вопрос касался качеств, прививаемых родителем ребенку. Родители выбирали из списка качества, которые они считают нужным воспитывать в своем ребенке. По каждому пункту показано количество родителей выбравших это качество для воспитания в ребенке.
Какие качества, по Вашему мнению, необходимо воспитывать для того, чтобы сын (дочь) стал (а) настоящим (ей) мужчиной (женщиной) :
Девочки
Вера в себя;18
Умение уступать;15
Способность помочь;16
Склонность защищать свои взгляды;11
Независимость;5
Совестливость;7
Атлетичность;2
Надежность;7
Нежность;18
Напористость;2
Преданность;15
Умение сочувствовать;16 Стремление к лидерству;6
Заботливость;16
Правдивость;10
Сострадание;12
Самодостаточность;9
Искренность;11
Умение дружить;17
Тактичность;11
Выдержанность;7
Женственность;16
Склонность к риску;1
Приспособляемость. 9
Мальчики
Вера в себя;18
Умение уступать;8
Способность помочь;16
Склонность защищать свои взгляды;11
Независимость;11
Совестливость;8
Атлетичность;5
Надежность;5
Нежность;5
Напористость;4
Преданность;12
Умение сочувствовать;7
Стремление к лидерству;4
Заботливость;13
Правдивость;12
Сострадание;11
Самодостаточность;8
Искренность;14
Умение дружить;16
Тактичность;12
Выдержанность;11
Женственность;1
Склонность к риску;3
Приспособляемость. 3
Можно подвести итог основных качеств, по мнению родителей, для девочки и мальчика.
Девочки
Большее предпочтение родители отдают воспитанию таких качеств как:
Вера в себя-18 выборов
Нежность-18
Умение дружить-17
А так же важными качествами для девочки родители отметили:
Умение уступать -15
Способность помочь-16
Преданность- 15
Умение сочувствовать- 16
Заботливость- 16
Женственность- 16
Мальчики
Большее предпочтение родители отдают воспитанию таких качеств как:
Вера в себя-17 выборов
Способность помочь-15
Умение дружить-16
А так же важными качествами для девочки родители отметили:
Преданность -12
Заботливость-13
Искренность- 14
Тактичность- 12
Правдивость- 12
После подведения итогов видно, что среди мальчиков и девочек ведущими качествами родители выделяют:
Вера в себя
Умение дружить
Заботливость
Преданность
Перед диагностикой проводилось занятие по гендерному различию, с детьми старших групп. На занятии мы разобрали: кто такие мальчики и девочки, кем они станут, когда вырастут. Разобрали общепринятые гендерные роли в семье. Провели музыкальную минутку, для мальчиков и девочек. Затем провели опрос детей и в конце попросили детей выполнить рисунок мужчины и женщины.
Интервью детей: “Какие бывают девочки и мальчики?”
Опрос девочек показал, что для них самым главным для них являются внешние атрибуты. Они отметили: что девочки носят туфли, платья, заколки, косички, сережки, у них длинные волосы, любят косметику.
При опросе мальчиков на первый план выступали внутренние качества и характеристики: сильные, красивые, не плачут, защищают девочек, быстрые, военные, играют в машинки.
При анализе детских рисунков можно выделить, кого дети считают главным, авторитетным в отношениях мужчины и женщины.
Большая часть детей рисовали мужчину и женщину на равнее, что говорит о том, что дети воспринимают мужчину и женщину на равных (43% детей)
Некоторые дети (31% детей) выделили мужчину, как более авторитетного в отношениях мужчины и женщины.
Были дети (26% детей) которые видят женщину, главенствующую в семье. Она занимает на рисунке больше места, выше фигура, а некоторые говорили о том, что мужчины нет, он ушел.
Вывод:
Отношения мужчины и женщины становятся более равноправными. Дети это видят и отражают в своих фигурах. Женщин уже не назовешь “слабым полом”. Они занимают активную роль в жизни общества.
При воспитании детей, родители выделяют главенствующими качествами: веру в себя и умение дружить, преданность, как у мальчиков, так и у девочек. Так же родители девочек отметили, что воспитывают в ребенке: умение уступать, умение сочувствовать, способность помочь, заботливость, женственность. Родители мальчиков уделили внимания таким качествам: заботливость, искренность, тактичность, правдивость.