Папки-передвижки

Эксперимент по формированию финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности

Кристина Ильяшенко
Эксперимент по формированию финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. 1 Алгоритм проведения педагогического эксперимента

Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ «СОШ №10 г. Ессентуки» и подразумевал два этапа: констатирующий и контрольный.

Публикация «Эксперимент по формированию финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности» размещена в разделах

Цель педагогического эксперимента : изучение уровня развития финансовой грамотности учащихся.

Задачи педагогического эксперимента :

провести входную диагностику;

провести эксперимент с применением методик, сформулированных в исследовательской работе;

провести экспериментальную проверку правдоподобности гипотезы и проанализировать результат.

Для определения уровня финансовой грамотности у детей 3 класса разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А. Д. Шатовой «Школьник и экономика» и Е. А. Курак «Финансовое воспитание школьников».

Цель: определить уровень финансовой грамотности учащихся 3 класса.

Для эксперимента были привлечены учащиеся 3 класса. Экспериментальная группа формировалась по желанию учащихся и состояла из 22 человек.

Для определения сформированности основ финансовой грамотности установлены следующие критерии:

финансовая обученность;

(теоретическая составляющая);

• Организованность (практическая составляющая);

• рациональность (практическая составляющая).

Опираясь на теоретические исследования, были выделены

следующие критерии сформированности финансовой грамотности :

Таблица 9 – Критерии, показатели и методики сформированности основ финансовой грамотности

Критерии Показатели Методики

Когнитивный (наличие знаний и

представлений детей о

понятиях финансовой грамотности) – понимание значения понятий финансовой грамотности;

– понимание терминов финансовой грамотности Финансовая обученность

Мотивационный (способность принимать эффективные решения в различных

финансовых

ситуациях) – интеграция реальной жизни и учебного процесса

– заинтересованность окружающими явлениями современного общества Исключение слов, Простые аналогии

Поведенческо- деятельностный (умения оперировать понятиями финансовой грамотности) – осмысление имеющихся знаний в игре, работе, производственной деятельности и способность полагаться на эти знания;

– общение с взрослыми и сверстниками, способность принимать решения, взаимная поддержка, умение найти свое место в общем деле,

стремление к сотрудничеству, достижению цели Простые аналогии

Эмоциональный (нравственно- экономические качества личности) – проявление бережливости, ответственности, оперативности и инициативности;

– оценка проявления данных качеств у сверстников Выполни действие

Оценка уровня финансовой грамотности на констатирующем этапе диагностировалась на основании разработанного нами экономического теста, который включает в себя серию тестовых заданий и математических задач с экономическим содержанием; оценка когнитивного и мотивационного критерия диагностировалась на основании модификаций методик «Исключение слов» и «Простые аналогии», а оценка эмоционального критерия диагностировалась на основании теста «Выполни действие».

Тест содержит 10 заданий, время выполнения 30 минут. В работе выделяются 3 блока, различающиеся по назначению, по содержанию и сложности выключаемых в них заданий, различных типов: с выбором ответа, с кратким ответом (в виде слова, с развернутым ответом (полное решение, обоснование полученного ответа).

К заданиям с выбором ответа предлагается 4 варианта ответа, из которых только один верный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) верный ответ.

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если ученик вписывает нужное слово из возможных форм верного ответа, указанного в инструкции по оценке выполнения задания (Приложение 1). Задания данного типа предлагаются с целью проверки широты круга понятий и умений.

Задания с развернутым ответом считаются выполненными верно, если ответ соответствует рекомендациям по оценке правильности и полноты данного ответа, согласно инструкции по оценке выполнения задания. Заданияданного типа предназначены для проверки более сложных умений, отвечающих содержанию курса «Основы финансовой грамотности».

В блоке 1 задания базового уровня сложности, содержание которых соответствует опорному материалу начальной школы по курсу

«Математика». Этот блок включает 3 задания с выбором ответа, составленных на материале курса «Математика» и позволяет выявить учащихся, имеющих низкий уровень сформированности основ экономической грамотности.

Блок 2 включает задания повышенного уровня сложности, содержание которых соответствует опорному материалу начальной школы по курсам «Математика» и «Окружающий мир».

Этот блок включает 2 задания с кратким ответом, 1 задание с выбором ответа и 1 задание сложное, требующее решения и обоснования ответа и позволяет выявить учащихся, имеющих средний уровень сформированности основ финансовой грамотности.

Блок 3 включает задания высокого уровня сложности, содержание которых отвечает, как уровням «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться» начальной школы по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». Этот блок включает 1 задание с выбором ответа, 1 задание с кратким ответом и 1 задание, требующее решения и обоснования ответа и позволяет выявить учащихся, имеющих высокий уровень сформированности основ финансовой грамотности.

Распределение заданий теста по блокам содержания, элементам содержания и контролируемым видам деятельности приведено в Приложении 2.

Общая сумма баллов позволяет дифференцировать уровень показателя финансовой обученности : высокий уровень – 22-27 баллов, средний уровень – 16-21 балл, низкий уровень – 0-15 баллов (Приложение 1).

Методика «Исключение слова» позволяет оценить способность к классификации, обобщению и выделению существенных признаков.

Методика состоит из 15 серий, в каждой серии – по 4 слова. Необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит (лишнее, вычеркнуть его, а остальным подобрать обобщающее слово. Бланк диагностики, используемый в рамках данной работы и ключи для обработки результатов приводится в Приложении 3. За каждый верный ответ присваивается 1 балл. Общая сумма баллов позволяет оценить способность классификации, обобщению: высокий уровень – 12-15 баллов, средний уровень – 7-12 баллов, низкий уровень – 0-6 баллов. Методика «Простые аналогии» позволяет оценить насколько ученик способен устанавливать причинно-следственные связи между объектами на основе аналитико-синтетической деятельности.

2.2 Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента по формированию основ финансовой грамотности у младших школьников

Сводная информация по итогам тестирования и диагностирования уровня сформированности основ финансовой грамотности на констатирующем этапе эксперимента (входной контроль) приведена в таблицах 2-5.

Тест содержит 10 заданий, время выполнения 30 минут. В работе выделяются 3 блока, различающиеся по назначению, по содержанию и сложности выключаемых в них заданий, различных типов: с выбором ответа, с кратким ответом (в виде слова, с развернутым ответом (полное решение, обоснование полученного ответа).

Таблица 10 – Результаты тестирования по финансовой грамотности (входная диагностика)

Уровень Экспериментальная группа

Количество человек Балл Доля учащихся, %

Высокий 2 24,0 9

Средний 5 17,2 23

Низкий 15 12,0 68

Итого 22 14,3 100

Методика «Исключение слова» позволяет оценить способность к классификации, обобщению и выделению существенных признаков [4]

Таблица 11 – Результаты диагностики «Исключение слова» (входная диагностика)

Уровень Экспериментальная группа

Количество человек Балл Доля учащихся, %

Высокий 0 0 0

Средний 9 8,0 41

Низкий 13 6,0 59

Итого 22 6,8 100

Методика «Простые аналогии» позволяет оценить насколько ученик способен устанавливать причинно-следственные связи между объектами на основе аналитико-синтетической деятельности. Классический вариант данного теста предлагается И. Ю. Кулагиной и В. Н. Калюцким.

Таблица 12 – Результаты диагностики «Простые аналогии» (входная диагностика)

Уровень Экспериментальная группа

Количество человек Балл Доля учащихся, %

Высокий 1 9,0 5

Средний 9 4,6 41

Низкий 12 2,7 55

Итого 22 4,0 100

Методика «Выполни действие» 2 включает задания повышенного уровня сложности, содержание которых соответствует опорному материалу начальной школы по курсам «Математика» (учебники любых авторов) и «Окружающий мир» (в случае работы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс, в котором один раздел посвящен теме «Что такое экономика».

Таблица 13 – Результаты диагностики «Выполни действие» (входная диагностика)

Уровень Экспериментальная группа

Количество человек Балл Доля учащихся, %

Высокий 3 15,3 14

Средний 7 11,3 32

Низкий 12 6,4 55

Итого 22 9,2 100

Перевод баллов в итоговую оценку осуществляется суммированием итогов экономического теста и диагностирования «Исключение слова», «Простые аналогии» и теста «Выполни действие» и сравнение на основании следующей шкалы:

– высокий уровень (55-70 баллов) подразумевает, что школьник свободно использует знания, имеет достаточно высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, свободно переносит знание и способы действия в решение задач, способен к рационализаторству, экономически активен и самостоятелен;

– средний уровень (35-54 баллов) характеризует хорошую технику владения экономическими категориями и законами, но затрудняется в установлении существенных и несущественных признаков, перенос знаний и способов действий осуществляется преимущественно в однотипные ситуации, экономическую деятельность производит лишь при указании преподавателя;

– низкий уровень (0-34 баллов) характеризует плохую актуализацию опорных знаний и слабую аналитико-синтетическую деятельность, неумение переносить знания из одной ситуации в другую, экономически пассивен.

По результатам диагностирования получены следующие данные: высокий уровень сформированности финансовой грамотности имеют 5- 9 % учащихся исследуемой группы, средний – 32-36 %, низкий – 59-64 %.

2.3 Программа курса внеурочной деятельности «Колейдоскоп финансов»

Предлагаем разработку краткосрочного курса «Колейдоскоп финансов», реализующего общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности, который предполагает практическое обучение, направленное на применение полученных знаний в реальных (либо смоделированных) жизненных ситуациях, т. е. является средством обучения рациональным приемам (способам) экономического мышления.

Идея программы краткосрочного курса «Колейдоскоп финансов» состоит в моделировании реальной ситуации, в которой учащимся необходимо решать поставленные экономические проблемы в виде ситуаций, а также создавать конкретный конечный продукт (себестоимость сувениров, изготовленных своими руками, бюджет своей семьи и пр.) [34].

Целью изучения курса «Колейдоскоп финансов» является изучение экономической теории, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области финансовых отношений в семье, школе, городе, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, школы, города, что составляет основу финансовой грамотности младшего школьника.

1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Колейдоскоп финансов» разработана для возрастной группы 9-10 лет. Курс рассчитан на 32 часа. Группа формируется по желанию учащихся.

Целью изучения курса является формирование основ финансовой грамотности у младших школьников, развитие финансового образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области финансовых отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

– деньги, их история, виды, функции;

– торговля, понятие товара и услуги, удовлетворение потребностей;

– домашнее хозяйство, понятие семейного бюджета и его составляющих статей: доходы и расходы;

школьное хозяйство, понятие собственности, экономности и бережливости;

– местная промышленность, понятие производительности труда, расход материалов и ресурсов на производство продукции и оказание услуг.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализ и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты

Личностные результаты изучения курса:

– осознание себя как члена семьи, общества и государства;

– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

– развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные универсальные учебные действия:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– понимание цели своих действий;

– составление простых планов с помощью учителя;

– оценка правильности выполнения действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– умение слушать собеседника и вести диалог;

– умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

– умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержание программы

Раздел 1. Необходимость изучения экономики (2 ч.)

Занятие 1. Зачем изучать экономику?

Жизнь в современном мире невозможно представить без денег. Еда, лечение, развлечение, обучение – все требует денег и имения ими грамотно распоряжаться, чтобы не испытывать дефицит и дискомфорт от ограничения.

Основные понятия: экономика, финансы, основные участники финансовых отношений.

Актуализация имеющихся в словаре школьника экономических категорий.

Занятие 2. Актуализация экономических понятий.

Предлагается написание теста для определения уровня сформированности основ финансовой грамотности (входной контроль).

Раздел 2. Деньги (7 ч.)

Занятие 3. Товарные деньги. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег.

Основные понятия: товарные деньги, бартер, «меховые деньги». Занятие 4. История монет.

Появление монет, свойства драгоценных металлов (ценность, делимость, прочность). Первые монеты разных стран и государств. Преимущества по сравнению с товарными деньгами. Устройство монеты. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Современные монеты России.

Основные понятия: монеты, аверс, реверс, гурт, «орел», «решка», грош, алтын, копейка, рубль.

Занятие 5. Бумажные деньги.

Появление бумажных денег. Первые бумажные деньги разных стран и государств. Преимущества бумажных денег по сравнению с монетами. Устройство купюры. Бумажные деньги являются символическими деньгами и представляют собой информацию. Современные бумажные деньги России.

Основные понятия: банкнота, купюра, лицевая сторона, оборотная сторона, номинал.

Занятие 6. Защита денег от подделок.

Способы защиты бумажных денег от подделок. Современная защита бумажных денег России.

Основные понятия: фальшивые деньги, фальшивомонетчики. Занятие 7. Практикум «Выпуск валюты».

Создание собственной валюты, с учетом всех современных требований: названия, дизайна, защиты от подделок.

Занятие 8. Безналичные деньги.

Появление безналичных денег. Проведение безналичных расчетов.

Безналичные деньгикак информация на банковских счетах.

Основные понятия: безналичные деньги, банковский счет, пластиковая карта, сберегательная книжка, банкомат.

Занятие 9. Итоговое занятие «Азбука банкира».

Раздел 3. Торговля (9 ч.)

Занятие 10. Потребности и ресурсы.

Факторы, влияющие на формирование потребностей.

Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей.

Основные понятия: потребности, ресурсы, ограниченность, потребитель, потребление.

Занятие 11. Практикум по определению полезности.

Основные понятия: полезность, предметы первой необходимости, предметы роскоши.

Занятие 12. Выбор. Выгодный вариант.

Из-за ограниченности возможностей и ресурсов необходимо делать выбор.

Основные понятия: стоимостная выгода, временная выгода, материальная выгода.

Занятие 13. Практикум «Я – покупатель».

Определить, какой вид транспорта выгоднее выбрать для организации поездки с классом на экскурсию.

Занятие 14. Товары и услуги.

Все предметы и вещи, которые производятся с целью продажи, называются товарами. Но не все может продаваться: снег, дождь, солнце и пр. не являются товарами.

Основные понятия: товары, услуги,

Занятие 15. Практикум по определению материальных затрат.

Определить, то выгоднее купить готовый праздничный пакет, либо изготовить его собственными руками.

Занятие 16. Ценообразование.

Цена товара – стоимостное выражение. Для определения выгодного варианта необходимо понимать сумму всех затрат на производство товара. При установлении цены больше суммы затрат возникает прибыль. Понятие

выручки не тождественно прибыли. Почему в разных магазинах цены отличаются на одинаковые товары?

Основные понятия: цена, прибыль, выручка, доход, конкуренция. Занятие 17. Практикум «Я – продавец»

Назначить цену поделке, сделанной своими руками для реализации ее на школьной ярмарке.

Занятие 18. Итоговое занятие «Азбука торговли».

Раздел 4. Домашнее хозяйство (4 ч.)

Занятие 19. Доходы семьи.

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты, выигрыши, подарки.

Основные понятия: доход, заработная плата, премия, пенсия, пособие, стипендия.

Занятие 20. Расходы семьи.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Коммунальные платежи оплачиваются ежемесячно. Варианты приобретения крупных покупок.

Основные понятия: расходы, коммунальные платежи, предметы первой необходимости, товары длительного пользования.

Занятие 21. Семейный бюджет.

Доходы и расходы следует планировать. Таблица планирования расходов и доходов называется бюджет. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Превышение расходов над доходами приводит к образованию долгов.

Основные понятия: сбалансированный бюджет, убыточный бюджет, накопительный бюджет.

Занятие 22. Итоговое занятие «Азбука финансиста».

Раздел 5. Школьное хозяйство (4 ч)

Занятие 23. Что такое собственность?

Все вещи и предметы, окружающие нас принадлежат кому-либо. Если что-то принадлежит одному человеку, то говорят о личной собственности, если принадлежит всем членам семьи – семейная собственность. Собственность, при которой собственником является группа людей, называется общественная. Государственная собственность, собственность, принадлежащая государству.

Основные понятия: собственник, личная собственность, семейная собственность, общественная собственность, государственная собственность.

Занятие 24. Экономика школьного хозяйства.

Школа – это государственная собственность. Но государство передает право распоряжаться ею тем людям, которые в ней работают и учатся. Следовательно, школа является и общественной собственностью. Все основные расходы, связанные со школьным хозяйством, государство берет на себя.

Основные понятия: доходы и расходы школы, школьная библиотека, школьная столовая.

Занятие 25. Бережливость и экономность.

Бережливость – бережное отношение к чему-либо. Экономность – точно рассчитанныерасходы чего-либо, соблюдение экономии.

Основные понятия: бережливость, экономность, расчетливость, скупость, рачительность.

Занятие 26. Итоговое занятие «Азбука руководителя»

Раздел 6. Местная промышленность (5 ч.)

Занятие 27. Особенности местного хозяйства.

Проблема правильного расположения объектов промышленного производства очень важная для экономики. При размещении нового строительства экономисты обращаютвнимание на ряд факторов: трудовые ресурсы, удаленность дорог, наличие сырья и материалов для производства продукции и пр.

Основные понятия: частный предприниматель, металлургия, тяжелая промышленность, легкая промышленность, автомобильная промышленность, сфера услуг.

Занятие 28. Доходы и расходы предприятия.

Расходы предприятия, рассчитанные определенным образом, составляют себестоимость продукции. Важным фактором при организации производства является эффективный расход сырья и материалов, энергетических и топливных ресурсов.

Основные понятия: себестоимость продукции, прибыль от реализованной продукции, выручка от реализации.

Занятие 29. Практикум по определению производительности.

Команде необходимо изготовить гирлянду (работать по шаблону, по итогам работы рассчитать среднюю производительность труда на 1 человека.

Занятие 30. Расход материалов на производство продукции.

Предприятию необходимо выбрать оптимальный вариант размера фанеры для производства стульев (даны два образца фанеры без указания размеров и макет стула, который необходимо изготовить).

Основные понятия: единица продукции, длина, ширина, площадь. Занятие 31. Итоговое занятие «Колейдоскоп производителя».

Раздел 7. Теперь я знаю и умею (1ч)

Занятие 32. Итоговое занятие «экономиста»

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Беседа-диалог «Семь-Я» по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста Цель: скорректировать представления детей о семье; уяснить важность взаимоотношений в семье; развивать чувство эмпатии; развивать внимание,.

Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группыДидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы. Табунщик Евгения Викторовна Цель:.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Дидактическое пособие по формированию финансовой грамотности «Юные экономисты»Дидактическое пособие по формированию финансовой грамотности «Юные экономисты» Аннотация Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Юные Экономисты», которое направлено на экономическое воспитание детей, формирование.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эксперимент по формированию финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности
Опубликовано: 30 июня 2024 в 21:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эксперимент по формированию финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Ильяшенко (УИ 3077611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД