Лучший педагог года

Познание природы через эксперимент как важнейший метод экологического воспитания ребенка

Татьяна Чернякова
Познание природы через эксперимент как важнейший метод экологического воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –

и сразу же приведи в порядок свою планету»

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

История человечества неразрывно связана с историей природы и с историей нашей планеты. Сегодня вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если мы в ближайшем будущем не научимся бережно относиться к природе, то сами себя погубим. Поэтому просто необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать такое воспитание нужно с самого раннего возраста. Именно ранний (дошкольный) возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании ребенка происходит формирование образной картины мира, формирование его отношения к окружающему миру и к самому себе.

Темочки:

В системе непрерывного экологического образования большое значение имеют дошкольные воспитательные учреждения. Это объясняется тем, что дети в этот период очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования первоначальных знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности детей способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования.

Мир природы - это среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Её явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое душевное наслаждение. Проникновение в её тайны способствует формированию мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

В нашей действительности экология - это не просто наука о природе и взаимоотношениях человека с природой, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение, признать её ценность. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому что, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей системные экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Коллективом ГБДОУ детский сад №36 конкретно формулируются следующие цели экологического воспитания детей :

1. Понимание ценности природы.

2. Осознание ребенком себя, как части природы.

3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам живой природы, вне зависимости от симпатий и антипатий.

4. Понимание взаимосвязей и взаимозависимостей в природе.

5. Обучение азам экологической безопасности.

6. Формирование умения правильно использовать богатства природы.

7. Формирование положительно-эмоционального отношения к окружающему миру.

8. Воспитание уверенности в неповторимости и красоте окружающего мира.

Руководствуясь целями экологического образования, особенностями психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностям в нем.

При воспитании бережного отношения к природе соблюдается обобщенный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, постановочной (по сценарию) деятельности (утренники, праздники, литературы, моделирования и т. д. Таким образом, осуществляется экологизация различных видов деятельности ребёнка.

Учитывая особенности детей в дошкольном возрасте, коллектив нашего воспитательного учреждения в качестве основной формы организации использует коллективную деятельность ребят, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению воспитателя, и организация познавательной поисковой (экспериментальной) деятельности.

На наш взгляд, на первый план в системе экологического воспитания детей необходимо вынести понимание общих законов природы, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях. Наиболее глубоко законы природы ребенок может понять и прочувствовать при коллективном проведении исследований и экспериментов.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. Очень важно помимо игровой деятельности вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то должны напоминать фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов мы предлагаем ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсуждаем то, что получилось.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умения.

Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте эксперимент является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью также очевидна. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и. способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Например, такие, простейшие на первый взгляд проводимые нами опыты, несут в себе зачатки настоящего экспериментирования. А именно:

1. Собирая детей на прогулку, воспитатель предупреждает : «На улице холодно, хорошо застегните шубки и пальто. А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?» Выслушав, мнения детей, предлагает: «Давайте проверим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?» Вернувшись с прогулки, дети приносят два снежка; один оставляют на тарелке открытым, другой заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелке подтает, раскрывают «одетого» снеговика и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, — и тепло, и холод.

2. «Пламя загрязняет воздух». Зажигаем свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подносим к пламени свечи на расстоянии (1-2 см.) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время наблюдаем то, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти. Вся эта копоть загрязняет воздух и нам становится труднее дышать.

3. «Растения пьют воду». Ставим букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: растения пьют воду. Без воды растения через некоторое время могут погибнуть.

4. «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо». Берем две одинаковые воронки и ставим на стаканы. В каждую воронку положим немного ваты. В одну воронку до половины насыплем песок, а в другую положим истолченную глину. Нальем в обе воронки доверху воду. Наблюдаем. Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. И много, много других интересных экспериментов … .

В результате экспериментальной деятельности со всеми без исключения детьми были замечены следующие изменения:

- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе;

- у них возрос интерес к предметам и явлениям природы;

- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за растениями.

Таким образом, с использованием экологических экспериментов мы осуществляем экологическое воспитание ребят, воспитываем у них экологическую культуру. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Экспериментируйте, будьте внимательны и осторожны!

Будьте здоровы!

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познание природы через эксперимент как важнейший метод экологического воспитания ребенка
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 21:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познание природы через эксперимент как важнейший метод экологического воспитания ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чернякова (УИ 2158654) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД