Татьяна Чернякова
Познание природы через эксперимент как важнейший метод экологического воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету»
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
История человечества неразрывно связана с историей природы и с историей нашей планеты. Сегодня вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если мы в ближайшем будущем не научимся бережно относиться к природе, то сами себя погубим. Поэтому просто необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать такое воспитание нужно с самого раннего возраста. Именно ранний (дошкольный) возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании ребенка происходит формирование образной картины мира, формирование его отношения к окружающему миру и к самому себе.
В системе непрерывного экологического образования большое значение имеют дошкольные воспитательные учреждения. Это объясняется тем, что дети в этот период очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования первоначальных знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности детей способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования.
Мир природы - это среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Её явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое душевное наслаждение. Проникновение в её тайны способствует формированию мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.
В нашей действительности экология - это не просто наука о природе и взаимоотношениях человека с природой, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение, признать её ценность. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому что, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей системные экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Коллективом ГБДОУ детский сад №36 конкретно формулируются следующие цели экологического воспитания детей:
1. Понимание ценности природы.
2. Осознание ребенком себя, как части природы.
3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам живой природы, вне зависимости от симпатий и антипатий.
4. Понимание взаимосвязей и взаимозависимостей в природе.
5. Обучение азам экологической безопасности.
6. Формирование умения правильно использовать богатства природы.
7. Формирование положительно-эмоционального отношения к окружающему миру.
8. Воспитание уверенности в неповторимости и красоте окружающего мира.
Руководствуясь целями экологического образования, особенностями психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностям в нем.
При воспитании бережного отношения к природе соблюдается обобщенный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, постановочной (по сценарию) деятельности (утренники, праздники, литературы, моделирования и т. д. Таким образом, осуществляется экологизация различных видов деятельности ребёнка.
Учитывая особенности детей в дошкольном возрасте, коллектив нашего воспитательного учреждения в качестве основной формы организации использует коллективную деятельность ребят, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению воспитателя, и организация познавательной поисковой (экспериментальной) деятельности.
На наш взгляд, на первый план в системе экологического воспитания детей необходимо вынести понимание общих законов природы, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях. Наиболее глубоко законы природы ребенок может понять и прочувствовать при коллективном проведении исследований и экспериментов.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. Очень важно помимо игровой деятельности вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то должны напоминать фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов мы предлагаем ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсуждаем то, что получилось.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умения.
Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте эксперимент является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью также очевидна. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и. способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Например, такие, простейшие на первый взгляд проводимые нами опыты, несут в себе зачатки настоящего экспериментирования. А именно:
1. Собирая детей на прогулку, воспитатель предупреждает: «На улице холодно, хорошо застегните шубки и пальто. А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?» Выслушав, мнения детей, предлагает: «Давайте проверим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?» Вернувшись с прогулки, дети приносят два снежка; один оставляют на тарелке открытым, другой заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелке подтает, раскрывают «одетого» снеговика и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, — и тепло, и холод.
2. «Пламя загрязняет воздух». Зажигаем свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подносим к пламени свечи на расстоянии (1-2 см.) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время наблюдаем то, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти. Вся эта копоть загрязняет воздух и нам становится труднее дышать.
3. «Растения пьют воду». Ставим букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: растения пьют воду. Без воды растения через некоторое время могут погибнуть.
4. «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо». Берем две одинаковые воронки и ставим на стаканы. В каждую воронку положим немного ваты. В одну воронку до половины насыплем песок, а в другую положим истолченную глину. Нальем в обе воронки доверху воду. Наблюдаем. Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. И много, много других интересных экспериментов … .
В результате экспериментальной деятельности со всеми без исключения детьми были замечены следующие изменения:
- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе;
- у них возрос интерес к предметам и явлениям природы;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.
Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за растениями.
Таким образом, с использованием экологических экспериментов мы осуществляем экологическое воспитание ребят, воспитываем у них экологическую культуру. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Экспериментируйте, будьте внимательны и осторожны!
Будьте здоровы!