Анастасия пост
«Рыбы». Конспект занятия по созданию коллажа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Рыбы»
Продукт занятия: создание коллажа «Рыбы» с помощью приклеивания деталей (рыб) на основу
Критерии оценки продукта: аккуратность выполнения коллажа, прочность приклеивания деталей на основу, правильность расположение частей рыбы на основе.
Цель занятия: создание коллажа «Рыбы» (Художественно-эстетическое развитие - продолжать развивать коллективное творчество, воспитывать умение действовать согласованно договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять по ФОП стр. 99) через просмотр видео «Морские рыбы» (Познаватеьное развитие - расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, в разные сезоны года, их потребностях, беседы «Строение рыб» (Речевое развитие - Формировать умения строить разные типы высказывания (повествование) по ФОП стр. 67, удачное прохождение дидактической игры «Чего не хватает» (Социально - коммуникативное развитие – воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками, проведения опыта «Почему рыбы не тонут в воде» (Познаватеьное развитие - развивать умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания по ФОП стр. 50)
с детьми старшей группы в течении 25 минут
Задачи занятия:
1) образовательная: закрепить знания о внешнем строении рыб по средствам беседы «Строение рыб», дидактической игры «Чего не хватает» и создания коллажа «Рыбы». Узнать почему рыбы не тонут в воде по средствам экспериментирования.
2) развивающая: развивать мелкую моторику по средствам создания коллажа, развивать усидчивость и внимание по средствам дидактической игры.
3) воспитательная: внимательно слушать воспитателя, внимательно слушать друг друга, не перебивая, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, приходить на помощь товарищу в игре.
Дополнительные задачи:
1) игровая задача –как можно быстрее добраться до финиша, выполняя все задания.
2) дидактическая задача - закрепить знания о строении рыб и названии морских рыб
3) задача по экспериментальной деятельности – выяснить какие предметы тонут, а какие нет
Проблемная ситуация:
Во время предварительной работы мы прочитали сказку «Морская рыбка» Братья грим и после чтения сделали аппликацию «Морская рыбка». Во время приклеивания деталей аппликации, а именно камней и рыбы, Саша спросил, а куда клеить рыбу? И дети сказали в центр листа выше камне. Тогда у детей возник вопрос. Почему камни лежат на дне а рыбы нет, почему рыбы не тонут?
Проблемный вопрос: почему рыбы не тонут в воде?
нтеграция видов деятельности и образовательных областей:
Вид деятельности Образовательная область
Составление рассказа по результатам эксперимента (Формировать умения строить разные типы высказывания (повествование) по ФОП стр. 67) Речевое развитие
Экспериментирование
(развивать умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания по ФОП стр. 50) Познавательное развитие
Создание коллажа «Рыбы» (продолжать развивать коллективное творчество, воспитывать умение действовать согласованно договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять по ФОП стр. 99) Художественно- эстетическое
Источники: интернет - ресурсы, яндекс - картинки
Словарная работа: плавательный пузырь, чешуя, плавники.
Планируемый результат занятия: закреплены знания о строении рыбы, удачно пройдена дидактическая игра «Чего не хватает», проведен эксперимент «Почему рыбы не тонут в воде», создан коллаж «Рыбы», дети приходят на помощь товарищу при затруднении в игре, слушают и не перебивают товарищей.
Подготовительная работа: Братья Гримм сказка «Морская рыбка», аппликация «Морская рыбка».
Оснащение зон активности: 1 зона- начало занятия, сбор в круг, постановка проблемы, беседа и видео.
2 зона- экспериментирование: парты, тазик с водой, камни, стеклянные камни, деревянные кубики, монеты, пакет, апельсин,
3 зона- дидактическая игра «Кто в море живет»: игровое поле, фишки, кубик, карточки с заданиями.
4 зона – создание коллажа: парты, клей, клеенки, заготовки рыб, детали рыб, основа коллажа (Морское дно).
5 зона - подведение итогов – сбор в круг на стульчиках, рассказ и вывод по коллажу.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Материалы и оборудование Планируемые результаты
1. Организационно –мотивационный этап -собраться в круг, найти место среди сверстников
(Для воспитателя) Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности Включаю звук колокольчика
Колокольчик наш поет
Всех ребят на занятие зовет
Ребята, а хотите отправиться в путешествие? (Да) хотите отправиться на дно морское, посмотреть на подводных обитателей? На чем мы можем отправиться? (На подводной лодке) Словесный: речевка
Собираются в круг на занятие Колонка и звук колокольчика Дети собрались в круг, у детей появился интерес к предстоящей деятельности
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы - внимательно слушать воспитателя
- слушать и не перебивать сверстников
- вести беседу с воспитателем и со сверстниками
-давать разные
варианты
ответов на
поставленный
вопрос
(развить
связную речь) Физкультминутка «Подводная лодка»
Во время предварительной работы мы прочитали сказку «Морская рыбка» Братья грим и после чтения сделали аппликацию «Морская рыбка». Во время приклеивания деталей аппликации, а именно камней и рыбы, Саша спросил, а куда клеить рыбу? И дети сказали в центр листа выше камней. Тогда у детей возник вопрос. Почему камни лежат на дне, а рыбы нет, почему рыбы не тонут?
Ребята вы помните утром у нас возник вопрос, почему камни лежат на дне а рыбы нет, почему рыбы не тонут?
(Фиксирую гипотезы).
Как мы можем это узнать?
Дети: Провести эксперимент в лаборатории. Хотите мы сегодня узнаем, почему рыбы не тонут?
Где мы сможем собрать всю информацию о рыбах – почему они не тонут?
Дети: создать коллаж
Воспитатель: что делать, чтобы получился красивый и качественный коллаж? (приклеивать, хорошо промазывая все угла, аккуратно и ровно приклеивать детали)
Наш коллаж должен быть выполнен аккуратно, все детали приклеены прочно, и все должно находиться на своих местах. Словесный: беседа, вопросы
Наглядный: картинки (рыба пила, летучая рыба, золотая рыбка, рыба бабочка, хирург)
Практический: музыкальная игра «Подводная лодка» Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации рыб Музыка для физкультминутки, колонка, картинки рыб: (рыба пила, золотая рыбка, летучая рыба) У детей появилось желание узнать что-то новое. Дети внимательно слушают и не перебивают воспитателя и сверстников. Дети активно ведут диалог с воспитателем и сверстниками. Дети выдвигают гипотезы, рассуждают над поставленным вопросом
2.2. Этап ознакомления с материалом -внимательно слушать воспитателя
-отвечать на вопросы воспитателя
-внимательно смотреть видео, не шуметь при просмотре
-выполнять гимнастику для глаз Видео контент «Морские рыбы»
Пока мы погружаемся, предлагаю посмотреть на рыб.
Предлагаю вам посмотреть, как живут рыбы в воде, посмотреть, как они плавают, рассмотреть, как они выглядят, и послушать, как они разговаривают
Тело рыбы имеет обтекаемую форму, что позволяет облегчить передвижение в воде
У рыб есть плавники, при помощи которых рыбы могут поворачиваться
Рыбы могут плавать целыми группами иногда для размножения, а иногда для добычи питания
При помощи плавательного пузыря рыбы могут подниматься вверх и отпускаться на дно
При помощи плавательного пузыря рыбы могут издавать звуки: крякать, каркать, реветь
Гимнастика для глаз
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Посмотрю я на кита, на акулу, на моржа.
Глазкам видеть все дано –
Где окно, а где кино,
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Что мы узнали из видео? (внешний вид: чешуя может быть разных цветов, размеров, у рыб есть хвост….), технику плаванья, услышали как разговаривают рыбы)
Воспитатель: вот мы и погрузились на дно, предлагаю прогуляться по морскому дну и посмотреть кто тут живет. (по группе расклеены картинки рыб) что нам нужно сделать перед выходом в море? Одеваем скафандр.
Посмотрите кто это там? (Рыба, подойдем поближе и рассмотрим (рыбы: огненный ангел).
Чем покрыто тело рыбы (чешуей)
Чешуйки у рыбы растут всю жизнь, и по числу колец на чешуе можно определить возраст рыбы. Снаружи чешуя рыбы покрыта слизью, что позволяет рыбе легко плавать в воде.
Пойдем дальше, вот еще одна рыбка (рыба бабочка). Как она выглядит? Что есть у рыбки? (хвост, плавники)
Хвост помогает рыбе плавать, он помогает рыбам двигаться вперед и служит рулем при поворотах
На теле рыбы расположены плавники
При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление.
Пойдем дальше, смотрите там кто-то спрятался (скумбрия). Как выглядит эта рыбка?
Как дышат рыбы под водой? С помощью чего дышат рыбы? (через жабры)
Правильно, рыбы живут в воде и дышат они благодаря жабрам, которые находятся в голове. Жабры являются главным органом дыхания у рыб. Рыбы набирают воду в рот, пропускают ее через жабры и извлекают из нее кислород
Посмотрите а тут целая семья, и много маленьких рыбок (рыбки клоуны)
Размножаются рыбы при помощи икры, из икринок появляются маленькие рыбки
Пойдем дальше, вот еще одна рыбка (семга).
У рыб имеется плавательный пузырь, это орган, который имеется у всех рыб и находится в спинной части тела рыбы. Он наполнен воздухом.
плавательный пузырь позволяет рыбам отпускаться на дно и подниматься на поверхность. Поэтому рыба не тонет в воде. А как мы это можем проверить?
Дети: надо провести эксперимент в лаборатории.
Воспитатель: у нас на корабле как раз есть лаборатория, отправляемся туда Словесный: беседа, вопросы, рассказ, оценка
Наглядный: видео, картинки рыб (ерш, карп, окунь, рыба клоун.)
Практический: зрительная гимнастика Слушают, отвечают на вопросы, смотрят экскурсию, выполняют зрительную гимнастику, Иллюстрации рыб (рыба бабочка, скумбрия, рыба клоун, семга)
Видео о рыбах Дети познакомились с внешним видом рыб, знают строение рыб, знают как передвигаются рыбы и какие звуки издают. Дети внимательно слушали педагога, отвечали на его вопросы. Внимательно смотрели видео и вели беседу после просмотра.
Дети выполнили гимнастику для глаз.
Экспериментальная деятельность (опыт)+ беседа
- проводить эксперимент
- размышлять и отвечать на вопросы воспитателя
Экспериментальная деятельность (опыт)+ беседа «Почему рыбы не тонут в воде»
Предлагаю выяснить, какие предметы тонут, а какие нет?
На столе стоят тазики с водой и лежат камни, стеклянный камни, деревянные кубики
- как вы думаете, что мы будем делать?
- как вы думаете, какие предметы утонут, а какие нет? (гипотезы детей) фиксируем схематично (вывешиваю на доску карточки что мы будем делать и итог)
- напомните, какие правила есть при работе с водой?
Мы с вами делимся по 3 человека
2 человек будут проводить эксперимент, будут учеными, 1 человек будет записывать эксперимент и зарисовывать ход эксперимента, итог.
- давайте начнем, отпускаем предметы в воду
- что утонуло, почему, как вы думаете? (деревянный кубик легкий и поэтому не утонул) Вы правы деревянный кубик самый легкий, об этом говорят не только наши чувства, но и точные приборы - весы. Значит тяжелые предметы тонут. Но только ли в весе дело
Давайте возьмем монету, взвесим ее для начала, а затем отпустим в воду. Монета легче кубика, но она утонула, почему? У предметов есть не только вес но и плотность. Плотные предметы это предметы, у которых молекулы расположены близко. Это как взять рыхлый снег и скатать из него шарик. Значит тонут те вещества которые не только тяжелее но и плотнее воды, метал и стекло плотнее поэтому они утонули.
Но рыба тоже плотнее воды и она должна тонуть. Как это? Ответить на этот вопрос нам поможет апельсин.
Хорошо, возьмем апельсин. Взвесим =160 грамм, теперь опустим в воду. Что будет, поплывет или утонет? Что произошло? (Не утонул, а что будет, если мы почистим апельсин? (Он будет легче и утонет). Проверим, опускаем апельсин, что мы видим (апельсин утонул). Отпустим кожуру рядом, что произошло (кожура апельсина, держится на воде). Значит, легкая маленькая кожура держала тяжелый и большой апельсин. Давайте разбираться, что делает апельсиновую кожуру такой плавучей? Рассмотрим кожуру апельсина, какая она? (Шероховатая, бугристая, с точечками). Посмотреть это снимок кожуры апельсина под микроскопом, на снимке видно, что в кожуре есть воздух. Этот воздух и держит апельсин на воде. А причем здесь рыба, в рыбе тоже есть воздух? Да, давайте рассмотрим рентген, вот эти черные пятна и есть воздух. Это воздушный пузырь рыбы, в котором содержится воздух. Камни мы с вами наполнить воздухом не можем, но можем поместить их в воздушный пузырь из обычного пакета. Поместим камушки в пакет, надуем воздухом и завяжем, чтобы воздух не уходил. Что изменилось? (Камни поплыли). А как камни вели себя без воздуха (тонули, их вес и размер изменился (нет, однако сейчас даже если мы попробуем их утопить то они всплывут.
Вывод по схеме. Что мы узнали? Какие предметы тонут какие нет, почему? Почему все так и рыбы не тонут в воде? Что удерживает рыбу? (у рыб есть плавательный пузырь, в котором находится воздух) Хорошо, молодцы.
Пора возвращаться в детский сад, всплываем на подводной лодке и превращаемся в ребят.
По ходу эксперимента фиксируем все результаты и конечный
Физкультминутка «Подводная лодка» Словесный: беседа, объяснение, пояснение, вопросы
Практический: проведение эксперимента, фиксация эксперимента
Проводят опыт, отвечают на вопросы, делают выводы. Слушают педагога и сверстников. Тазик с водой, камни, стеклянный камни, деревянные кубики, монеты, апельсины, пакеты.
Лист бумаги и карандаши для фиксации. Проведен эксперимент, решен проблемный вопрос, расширены знания о строении рыб (плавательный пузырь)
2.3. Этап практического решения проблемы - слушать воспитателя и выполнять правила игры
- удачно проходить игру
- помогать товарищам при затруднении в ходе игры
- активизировать словарь детей по теме «Строение рыб»
Дидактическая игра
Хотите поиграть в игру? Игра ходилка, называется она «Кто в море живет?».
В игре нужно как можно быстрее добраться до финиша, выполняя все задания.
Правила игры: Каждый игрок выбирает себе фишку. Фишки выставляются на старт. Поочередно бросая кубик, игроки начинают движение, каждый своей фишкой. Если фишка попадает на ход где нарисован белый круг с рыбкой, то игроку необходимо назвать любую морскую рыбу, если фишка попадает на зеленый круг с хвостиком, игроку нужно назвать любую часть рыбы, если фишка попадает на красный круг то игроку необходимо вытянуть карточку и ответить на вопрос на карточке.
Если вы правильно отвечаете на вопрос, выполняете задание то кидаете кубик еще раз. Игра закончится, когда игрок дойдет до финиша.
Ребята кт какой фишкой хочет играть?
Играю в игру вместе с детьми потому что игра новая для детей.
…. Аня молодец, сегодня она быстрее всех добралась до финиша, Артем молодец ответил правильно на все вопросы. Молодцы ребята, мне очень понравилось с вами играть. Вы все соблюдали правила игры. Саша что для тебя было тяжело в игре, что было легко. Ребята, а как мы можем разнообразить нашу игру? (предложения детей)
Создание коллажа
Посмотрите у меня есть вот такая картина морского дна, но что-то там не хватает
Дети: там не хватает рыб, давайте их сделаем
Воспитатель: я с вами согласна давайте мы сделаем рыбок
Посмотрите у меня есть вот такие основы для рыб у которых чего-то не хватает а на другом столе детали. Вам нужно посмотреть на рисунок рыб, понять каких частей не хватает и найти недостающие части на столе, и расположить детали на их местах (положить на место все недостающие части и затем приклейте их).
Ребята не забывайте помогать друг другу и, не толкаться. Ищем части и не забываем называть их.
Сначала нам нужно поделится по 3 человека (по желанию)
Каждый будет выбирать по одной карточке с рыбой (по желанию) и затем искать к ней недостающие части.
Наблюдаю за выполнение задания, помогаю детям если возникают трудности.
Показываю детям картинку как должна выглядеть рыбка и спрашиваю у детей все ли верно.
Молодцы, справились с заданием, все выполнили верно.
Какой красивый коллаж у нас получился!
Кто хочет нам рассказать о строении рыб по коллажу? Словесный: беседа, объяснение, пояснение, вопросы
Практически: прохождение игры, создание коллажа
Проходят игру, отвечают на вопросы, делают выводы, создают коллаж Игра (игровое поле, фишки, кубик, карточки с заданиями,
Основа для коллажа (морское дно, клей, клеенка, заготовки рыб, детали рыб. Успешно пройдена игра на, закреплены знания о строении рыб, и знании морских рыб создан коллаж.
3. Заключительный этап - подводить итоги занятия
- давать оценку занятию, самооценку
- размышлять и составлять вывод по всему занятию На какой вопрос мы сегодня отвечали на занятии? (почему рыба не тонет в воде) что нас удивило в начале (что многие камни которые меньше и легче рыбы тонут, а рыба нет)
Оценка занятия
Достигнута ли цель занятия?
Что мы для этого сделали?
Что мы сегодня узнали? (узнали строение рыб, узнали, что у рыб есть плавательный пузырь, благодаря чему рыбы не тонут в воде)
С помощью чего мы это узнали, что мы смотрели? (при помощи видео, беседы, эксперимента, коллажа)
Самооценка
Что тебе сегодня на занятии удалось сделать? Почему? А что не удалось? Почему?
Чему научились?
Общие выводы
Рыбы живут в воде, их тело покрыто чешуей, дышат рыбы благодаря жабрам. Сегодня мы узнали что рыбы не тонут в воде потому что у них есть плавательный пузырь который наполнен воздухом.
Прошу ребенка показать на коллаже части рыбы и назвать их (покажи, что ты знаешь, покажи хвост рыбы, показываю на плавательный пузырь и спрашиваю детей что это)
На занятии сегодня мы с вами сделали красивый, а главное познавательный коллаж, вы молодцы. Спасибо вам за занятие, мне очень понравилось с вами заниматься. Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?
Вы молодцы а у меня для вас подарок с дна морского, вот такой сундук (сундук с картинками монетками) Словесный: беседа
Наглядный: коллаж, смайлики (грустный, радостный) Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о занятии Смайлики, коллаж Подведены итоги занятия, сделан вывод по занятию. Дети дали оценку занятию и самооценку