Светлана Грачева
Конспект экспериментальной НОД «Звук» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперементальная деятельность НОД Тема Звук (для детей старшей группы)
Задачи :
Образовательные задачи:
Формировать представления детей о понятии «звук»,
о характере звука – громкости, длительности, высоте.
Формировать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
Формировать умение анализировать, сравнивать. обобщать, систематизировать факты при наблюдении
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Закрепить представление детей о причинах усиления и ослабления звуков
Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.
Развивающие задачи:
Развивать умение выявлять причинно-следственные связи.
Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера. Формировать умение анализировать, сравнивать. обобщать, систематизировать факты при наблюдении.
Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка
Воспитательные:
• формировать умения управлять своей учебной деятельностью;
• совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение;
• развивать внимание, уважительное отношение друг к другу, умение бесконфликтно работать в группах.
• формировать интерес к исследовательской деятельности путём мотивации постановкой познавательных задачю
• развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, наблюдательность;
• воспитывать положительное отношение к труду, целеустремленность, самостоятельность на пути достижения цели.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Физическое развитие»
Материалы и оборудование: расчёски, бутылочки с водой, картонные конусы, линейка
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный этап
(На ковре сказали и сели за столы)
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я (мы) приветствую! (ручку прижали к сердцу)
Игра «Объяснялки»
-Давайте поиграем в объяснялки. (Педагог или два ребенка)
Угадайте что это такое?
1 Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно (эксперемент) Правильно
Послушайте еще одну объяснялку и отгадайте. что это такое?
2 Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (лаборатория) .
Представьте себе. что мы находимся в лаборатории и сейчас мы с вами будем разбираться что такое звук.
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка
,Тихий шелест ветерка.
Звуки эти шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стука-
Музыкальные есть звуки.
Физминутка Встали.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
Что мы сейчас делали?
(Топали, хлопали, шумели.)
-Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Они называются – шумы
- Как будут называться звуки от слов шум, шуметь? Шумовые
Но существуют и другие звуки звуки?
Внимательно смотрите и слушайте, я вам сыграю короткую мелодию на бокалах. (палочкой стучу по бокалам).
Что вы слышите? (Перезвон)
Скажите. пожалуйста, из чего складывается любая мелодия,. песня, музыкальное произведение, (Из музыкальных звуков)
- Как будут называться звуки от слова музыка Музыкальные
ВЫВОД:
-Что такое звуки?
-ЗВУКИ - все что слышит ухо, что доходит до слуха. (В. И. Даль)
Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат (ДЕТИ)
-Какие бывают звуки?
Все окружающие нас звуки делятся на две важные группы :Музыкальные и шумовые.
Вы сказали. что звук- это все что слышит ухо, что звук-это воздушные волны Глаза их не видят. а уши слышат.
Сделайте вывод для чего нужны нам уши?
-Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки.
- А откуда берется звук, где он прячется, что требуется для его распространения мы сейчас с вами узнаем
Опыты на выбор по содержанию и по количеству
Опыт 1
Возьмите линейку, положите на столе так, чтобы на столе оказалась короткая часть линейки, хорошо зажмите её рукой Нажмите пальчиком на длинную часть линейки и послушайте как звучит линейка
А сейчас уменьшите свободную часть линейки и повторите опыт. Послушайте как сейчас звучит линейка
Какой вывод можно сделать? (чем короче часть линейки, тем больше колебаний и звук выше)
Опыт 2
-Проведите пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок.
- Одинаковый ли звук получился?
Вывод У расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий,грубый, громкий,а у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук высокий, тонкий.
Интерактивная доска
- Кого вы видите на экране?
Иллюстрации комара и шмеля.
-Одинаковые они?.
-Какие звуки они издают?
У комара звук тонкий, высокий.
- Как он звучит?
Дети как «з-з-з».
У шмеля – низкий, грубый.
- Как он звучит?
Как «ж-ж-ж».
Вывод
-Комар маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.
Игра «Скажи наоборот»
Звуки могут быть :
Приятные и ….
Тихие и ….
Нежные и….
Высокие и
Опыт 3
Выявить причину усиления звука.
- пластмассовая расческа
- Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий, слабый.
- Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче.
-Что чувствую пальцы?
- Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче.
-Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т. д. (Звуки получаются разные по силе.
Опыт 4 «Вибрация».
Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать
Вывод:
Работа в группах
Каждая команда получает вопрос
Группа 1 : Какое насекомое чаще машет крыльями в полете: шмель, муха или комар?
Аргументируйте ответ.
Ответ: Комар при полете издает более высокий звук, значит, чаще машет крыльями, чем муха и шмель
Группа 2. - У каких расчесок звук получается громкий. грубый. а у каких расчесок - высокий. тонкий?
Ответ: У расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий,грубый, а у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук высокий, тонкий.
Игра «Звуки шумовые»
Подберите рисунки к предложениям и словам
(Взять с конспекта)
Рефлексивный этап
-Дети, вы сегодня на занятии работали засучив рукава
- Как вы работали на занятии?
-Хорошо
Пожалуйста, оцените свое работу на занятии., продолжите фразу…. (Отвечают все дети)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…