Папки-передвижки

Конспект экспериментальной НОД «Звук» для детей старшей группы

Светлана Грачева
Конспект экспериментальной НОД «Звук» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Эксперементальная деятельность НОД Тема Звук (для детей старшей группы)

Задачи :

Образовательные задачи:

Формировать представления детей о понятии «звук»,

о характере звука – громкости, длительности, высоте.

Формировать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

Формировать умение анализировать, сравнивать. обобщать, систематизировать факты при наблюдении

Темочки:

Закрепить представление детей о причинах усиления и ослабления звуков

Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.

Развивающие задачи:

Развивать умение выявлять причинно-следственные связи.

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера. Формировать умение анализировать, сравнивать. обобщать, систематизировать факты при наблюдении.

Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка

Воспитательные:

• формировать умения управлять своей учебной деятельностью;

• совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение;

• развивать внимание, уважительное отношение друг к другу, умение бесконфликтно работать в группах.

• формировать интерес к исследовательской деятельности путём мотивации постановкой познавательных задачю

• развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, наблюдательность;

• воспитывать положительное отношение к труду, целеустремленность, самостоятельность на пути достижения цели.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование: расчёски, бутылочки с водой, картонные конусы, линейка

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Мотивационный этап

(На ковре сказали и сели за столы)

Здравствуй,солнце золотое!

Здравствуй,небо голубое!

Здравствуй,вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я (мы) приветствую! (ручку прижали к сердцу)

Игра «Объяснялки»

-Давайте поиграем в объяснялки. (Педагог или два ребенка)

Угадайте что это такое?

1 Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно (эксперемент) Правильно

Послушайте еще одну объяснялку и отгадайте. что это такое?

2 Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (лаборатория) .

Представьте себе. что мы находимся в лаборатории и сейчас мы с вами будем разбираться что такое звук.

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка

,Тихий шелест ветерка.

Звуки эти шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стука-

Музыкальные есть звуки.

Физминутка Встали.

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

И другой!

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь

И садитесь!

Что мы сейчас делали?

(Топали, хлопали, шумели.)

-Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)

Они называются – шумы

- Как будут называться звуки от слов шум, шуметь? Шумовые

Но существуют и другие звуки звуки?

Внимательно смотрите и слушайте, я вам сыграю короткую мелодию на бокалах. (палочкой стучу по бокалам).

Что вы слышите? (Перезвон)

Скажите. пожалуйста, из чего складывается любая мелодия,. песня, музыкальное произведение, (Из музыкальных звуков)

- Как будут называться звуки от слова музыка Музыкальные

ВЫВОД:

-Что такое звуки?

-ЗВУКИ - все что слышит ухо, что доходит до слуха. (В. И. Даль)

Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат (ДЕТИ)

-Какие бывают звуки?

Все окружающие нас звуки делятся на две важные группы :Музыкальные и шумовые.

Вы сказали. что звук- это все что слышит ухо, что звук-это воздушные волны Глаза их не видят. а уши слышат.

Сделайте вывод для чего нужны нам уши?

-Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки.

- А откуда берется звук, где он прячется, что требуется для его распространения мы сейчас с вами узнаем

Опыты на выбор по содержанию и по количеству

Опыт 1

Возьмите линейку, положите на столе так, чтобы на столе оказалась короткая часть линейки, хорошо зажмите её рукой Нажмите пальчиком на длинную часть линейки и послушайте как звучит линейка

А сейчас уменьшите свободную часть линейки и повторите опыт. Послушайте как сейчас звучит линейка

Какой вывод можно сделать? (чем короче часть линейки, тем больше колебаний и звук выше)

Опыт 2

-Проведите пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок.

- Одинаковый ли звук получился?

Вывод У расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий,грубый, громкий,а у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук высокий, тонкий.

Интерактивная доска

- Кого вы видите на экране?

Иллюстрации комара и шмеля.

-Одинаковые они?.

-Какие звуки они издают?

У комара звук тонкий, высокий.

- Как он звучит?

Дети как «з-з-з».

У шмеля – низкий, грубый.

- Как он звучит?

Как «ж-ж-ж».

Вывод

-Комар маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

Игра «Скажи наоборот»

Звуки могут быть :

Приятные и ….

Тихие и ….

Нежные и….

Высокие и

Опыт 3

Выявить причину усиления звука.

- пластмассовая расческа

- Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий, слабый.

- Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче.

-Что чувствую пальцы?

- Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче.

-Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т. д. (Звуки получаются разные по силе.

Опыт 4 «Вибрация».

Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать

Вывод:

Работа в группах

Каждая команда получает вопрос

Группа 1 : Какое насекомое чаще машет крыльями в полете: шмель, муха или комар?

Аргументируйте ответ.

Ответ: Комар при полете издает более высокий звук, значит, чаще машет крыльями, чем муха и шмель

Группа 2. - У каких расчесок звук получается громкий. грубый. а у каких расчесок - высокий. тонкий?

Ответ: У расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий,грубый, а у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук высокий, тонкий.

Игра «Звуки шумовые»

Подберите рисунки к предложениям и словам

(Взять с конспекта)

Рефлексивный этап

-Дети, вы сегодня на занятии работали засучив рукава

- Как вы работали на занятии?

-Хорошо

Пожалуйста, оцените свое работу на занятии., продолжите фразу…. (Отвечают все дети)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы на тему «Звук [У]» Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы Тема: Звук «У» Цель: Закрепление правильного произношения звука.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Необычный и интересный звук Т» Цель: учить детей определять позицию звука Т в слове (начало или конец, закрепить знание гласных звуков, учить составлять прямые и обратные.

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР «Звук [К] и буква «К» Тема: Звук и буква К. Задачи : Развитие фонематического слуха; формирование фонематического восприятия;.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [О] и буква О» Конспект занятия по обучению грамоте для детей СТАРШЕЙ группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их.

Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы • Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы Воспитатели: Потапова Н. Г., Ушакова Т. Н. Программные.

Конспект по обучению грамоте для старшей группы «Звук [Й] и буква «Й» Обучение грамоте старшая группа Занятие № Тема: Буква И краткая, звук (Й) Цель: Знакомство с новой буквой, звуком: «И краткая, звук.

Конспект открытого логопедического занятия «Звук [с]. Посуда» для детей старшей группы компенсирующей направленности Логопедическое занятие на тему "Звук С. Посуда" Коррекционно-образовательные цели: • Автоматизация звука [с]; • Закрепить правильное выполнение.

Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Веселая лаборатория профессора Эйнштейна» Цели и задачи: • привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми.

Конспект экспериментальной деятельности с песком, глиной и камнями для старшей группыКонспект экспериментальной деятельности с песком, глиной и камнями для старшей группы Закреплять представление детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать.

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Звук [Х]. Буква «Х» Обучение грамоте старшая группа Тема: Звуки «Х-хь» ,буква «Х» Цели: Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экспериментальной НОД «Звук» для детей старшей группы
Опубликовано: 17 июня 2019 в 10:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экспериментальной НОД «Звук» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Грачева (УИ 494059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД