Светлана Грачева
Конспект экспериментальной НОД «Звук» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперементальная деятельность НОД Тема Звук (для детей старшей группы)
Задачи :
Образовательные задачи:
Формировать представления детей о понятии «звук»,
о характере звука – громкости, длительности, высоте.
Формировать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
Формировать умение анализировать, сравнивать. обобщать, систематизировать факты при наблюдении
Публикация «Конспект экспериментальной НОД „Звук“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить представление детей о причинах усиления и ослабления звуков
Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.
Развивающие задачи:
Развивать умение выявлять причинно-следственные связи.
Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера. Формировать умение анализировать, сравнивать. обобщать, систематизировать факты при наблюдении.
Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка
Воспитательные:
• формировать умения управлять своей учебной деятельностью;
• совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение;
• развивать внимание, уважительное отношение друг к другу, умение бесконфликтно работать в группах.
• формировать интерес к исследовательской деятельности путём мотивации постановкой познавательных задачю
• развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, наблюдательность;
• воспитывать положительное отношение к труду, целеустремленность, самостоятельность на пути достижения цели.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Физическое развитие»
Материалы и оборудование: расчёски, бутылочки с водой, картонные конусы, линейка
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный этап
(На ковре сказали и сели за столы)
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я (мы) приветствую! (ручку прижали к сердцу)
Игра «Объяснялки»
-Давайте поиграем в объяснялки. (Педагог или два ребенка)
Угадайте что это такое?
1 Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно (эксперемент) Правильно
Послушайте еще одну объяснялку и отгадайте. что это такое?
2 Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (лаборатория) .
Представьте себе. что мы находимся в лаборатории и сейчас мы с вами будем разбираться что такое звук.
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка
,Тихий шелест ветерка.
Звуки эти шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стука-
Музыкальные есть звуки.
Физминутка Встали.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
Что мы сейчас делали?
(Топали, хлопали, шумели.)
-Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Они называются – шумы
- Как будут называться звуки от слов шум, шуметь? Шумовые
Но существуют и другие звуки звуки?
Внимательно смотрите и слушайте, я вам сыграю короткую мелодию на бокалах. (палочкой стучу по бокалам).
Что вы слышите? (Перезвон)
Скажите. пожалуйста, из чего складывается любая мелодия,. песня, музыкальное произведение, (Из музыкальных звуков)
- Как будут называться звуки от слова музыка Музыкальные
ВЫВОД:
-Что такое звуки?
-ЗВУКИ - все что слышит ухо, что доходит до слуха. (В. И. Даль)
Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат (ДЕТИ)
-Какие бывают звуки?
Все окружающие нас звуки делятся на две важные группы :Музыкальные и шумовые.
Вы сказали. что звук- это все что слышит ухо, что звук-это воздушные волны Глаза их не видят. а уши слышат.
Сделайте вывод для чего нужны нам уши?
-Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки.
- А откуда берется звук, где он прячется, что требуется для его распространения мы сейчас с вами узнаем
Опыты на выбор по содержанию и по количеству
Опыт 1
Возьмите линейку, положите на столе так, чтобы на столе оказалась короткая часть линейки, хорошо зажмите её рукой Нажмите пальчиком на длинную часть линейки и послушайте как звучит линейка
А сейчас уменьшите свободную часть линейки и повторите опыт. Послушайте как сейчас звучит линейка
Какой вывод можно сделать? (чем короче часть линейки, тем больше колебаний и звук выше)
Опыт 2
-Проведите пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок.
- Одинаковый ли звук получился?
Вывод У расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий,грубый, громкий,а у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук высокий, тонкий.
Интерактивная доска
- Кого вы видите на экране?
Иллюстрации комара и шмеля.
-Одинаковые они?.
-Какие звуки они издают?
У комара звук тонкий, высокий.
- Как он звучит?
Дети как «з-з-з».
У шмеля – низкий, грубый.
- Как он звучит?
Как «ж-ж-ж».
Вывод
-Комар маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.
Игра «Скажи наоборот»
Звуки могут быть :
Приятные и ….
Тихие и ….
Нежные и….
Высокие и
Опыт 3
Выявить причину усиления звука.
- пластмассовая расческа
- Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий, слабый.
- Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче.
-Что чувствую пальцы?
- Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче.
-Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т. д. (Звуки получаются разные по силе.
Опыт 4 «Вибрация».
Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать
Вывод:
Работа в группах
Каждая команда получает вопрос
Группа 1 : Какое насекомое чаще машет крыльями в полете: шмель, муха или комар?
Аргументируйте ответ.
Ответ: Комар при полете издает более высокий звук, значит, чаще машет крыльями, чем муха и шмель
Группа 2. - У каких расчесок звук получается громкий. грубый. а у каких расчесок - высокий. тонкий?
Ответ: У расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий,грубый, а у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук высокий, тонкий.
Игра «Звуки шумовые»
Подберите рисунки к предложениям и словам
(Взять с конспекта)
Рефлексивный этап
-Дети, вы сегодня на занятии работали засучив рукава
- Как вы работали на занятии?
-Хорошо
Пожалуйста, оцените свое работу на занятии., продолжите фразу…. (Отвечают все дети)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…