Любовь Лобачева
Экскурсионные наблюдения как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду используются разные методы для развития речевой деятельности детей, но особое место следует уделить наблюдениям в природе во время экскурсий. Вокруг села Черкасово, где расположено МОУ «Черкасовская начальная школа – детский сад», река, лес, карьеры, поля, где выращивают овощи и зерновые культуры. В разное время года воспитанники имеют возможность наблюдать : как трактористы на тракторах пашут, боронят землю, сеют зерновые; как на комбайнах комбайнёры косят и молотят созревшие злаковые культуры и как шофёры на грузовых машинах увозят зерно на зерносклад. На краю села находятся животноводческие фермы, где дети могут познакомиться с трудом доярок, пастухов.
Публикация «Экскурсионные наблюдения как средство развития речи детей» размещена в разделах
Экскурсионные наблюдения дают детям возможность увидеть домашних животных : коз, овец, коров, лошадей и их детёнышей. Рассмотреть птиц, которые живут рядом с нами круглый год, и птиц, которые улетают на юг. Какие изменения происходят в природе, как изменяется лес в разные времена года, как меняются деревья в разные периоды осени, весны. Всё это объекты наблюдений в период экскурсий, которые проводятся с сентября по май в соответствии с планом наблюдений. Лексические темы наблюдений составляются с учётом образовательной области «Познание» общеобразовательной программы «От рождения до школы» для детей старшей группы.
За время проведения экскурсии большое внимание уделяется накоплению словарного запаса различных грамматических категорий: имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий. Формированию фраз с правильными лексико – грамматическими конструкциями.
При встрече с новыми предметами на экскурсии неоднократно чётко проговариваем их названия.
Экскурсионные наблюдения заставляют разговориться самых молчаливых детей. Так при виде желтого осеннего леса Дима (5 лет) воскликнул: «Какая красота!». Каждая экскурсия – наблюдение позволяет детям познать что – то новое. На пшеничном поле дети рассматривали колосья и совместно с педагогами рассуждали «Откуда хлеб пришёл». На кукурузном поле увидели, как «растёт» их кукурузная каша и с большим интересом рассматривали початки. Удивлялись, что волосики у кукурузы называются «кукурузные рыльца» и считаются лекарственными. В гости к кукурузе любят ходить все дети, целый год они готовятся к этой экскурсии и с удовольствием рассказывают об этом удивительном продукте, используя накопленный речевой опыт.
За изменениями, происходящими с деревьями в разные времена года в зависимости от условий внешней среды, проводились экскурсии в лес.
Осенью педагоги обращают внимание детей на красоту осенних растений, на яркость их наряда. Знакомятся с природным явлением «листопад», расширяя словарный запас словом сложной структуры.
Весенние наблюдения на полянке с одуванчиками заставляют детей радоваться появлению первоцветов. Эмоциональный настрой детей способствует запоминанию названий весенних цветов, отвечать на вопросы одуванчику (используется игровой момент, составлять сказку об одуванчике.
. На каждой экскурсии фотографируем предметы, снимаем видео. После каждой прогулки просматриваем, что увидели. Дети с удовольствием отвечают на вопросы, стараются ничего не забыть Говорить, рассказывать, даже под контролем педагога, детям доставляет удовольствие.
Учитель – логопед Лобачева Л. А.