Ольга Кудинова
Конспект НОД по приобщению детей подготовительной группы к истокам русской культуры «Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад№15 "Рябинка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников"
с. Павловское
Экскурсия в прошлое. Мини — музей «Русская изба».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе «Как жили люди на Руси».
Выполнила воспитатель
Кудинова О. Ю.
с. Павловское 2019
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
Тип образовательной деятельности: интегрированная образовательная деятельность (коммуникация, познание, ручной труд, история, социализация).
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творческом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
воспитывающие: воспитывать положительное отношение к любимой Родине, к истории и народному творчеству, к традициям и обычаям;
развивающие: развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;
обучающие: продолжать знакомить с предметами старинного русского быть (печь, лавка, половик, чугунок и т. д.); закреплять знания детей о русской избе, о том как жили люди на Руси.
Словарная работа: рушник, половицы, чугунок, кочерга, ухват, прялка.
Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр.
Оборудование: мини - музей «Русская изба» с предметами быть (печь, стол, лавки, прялка, коромысло с ведрами, чугунок, ухват, кочерга, люлька, рушник, половицы) ; кукла «Домовой», кукла «оберег»; на каждого ребенка кусок ткани, ножницы, солома, нитки; картинки с русскими народными костюмами женским и мужским. Русский народный костюм для взрослого.
Ход деятельности.
В. дети, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. Мы желаем человеку быть здоровым, не болеть. Это пожелание доброе или злое?
Д. доброе.
В. дети, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом. Я вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди, но прежде я хочу спросить, в какой стране мы с вами живем? Как нас называют?
Д. в России, россияне.
В. а кто знает, как называлась наша страна раньше?
Д. Русь
В. а людей, которые жили на Руси?
Д. русичи.
В. еще, Русь люди называли деревянной, как вы думаете, почему?
Д. потому что дома строили из дерева.
В. верное, избы люди строили своими руками обычно из сосны или ели. Ну а теперь пора и в избу заглянуть! Присаживайтесь, пожалуйста на лавки. Вы наверное заметили, что на мне сегодня необычно одета? Что за костюм на мне дети?
Д. русский народный.
В. верно, как называется платье без рукавов?
Д. сарафан.
В. как называется блузка?
Д. рубаха.
В. а как называется головной убор?
Д. кокошник.
В. кокошник девушки носили по праздникам.
Показ картинки из изображением девичьего русского народного костюма.
В. а как же одевались молодые люди? Мужская рубашка называлась косоворотка. Как вы думаете, почему?
Д. отвечают.
В. штаны — порты, на голове картуз, на ногах лапти.
Показ картинки с изображением мужского русского народного костюма.
Вот так одевались люди на Руси.
Давайте посмотрим, как была устроена изба. Помогут нам в этом загадки.
Лето придет — не глядят на нее, зима настанет — обнимают ее (печь).
Печь занимала большую часть комнаты. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна была печь в избе?
Д. она обогревала избу. В ней готовили еду, возле печи сушили одежду и обувь, на печи спали.
В. - Не бык, а бадает, не ест, а еду хватает, что схватит — отдает. Сам в угол встает (ухват).
Д. ухват.
В. - Железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печи, раздвигали угли, открывали заслонку на печи (кочерга). Д. Кочерга.
В. - Кузовок в избе висит, там младенец крепко спит (люлька).
Д. люлька.
В. а как еще можно назвать люльку?
Д. колыбельная, зыбка.
В. Вся мебель и вещи в избе имели своё место.
Физ. Минутка.
А у дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей. Они не пили, не ели друг на друга смотрели (повороты головы в стороны). Разом делали как я! Дрова рубили (махи руками, полы подметали (одна рука на поясе, вторая машет в стороны, полы мыли (наклоны вперед, с движениями рук, белье стирали (движения рук, ух, отдыхали (стираем пот со лба).
В. а теперь поговорим, о том, чем занимались русичи. С весны до самой осени люди работали в поле, а долгими зимними вечерами занимались рукоделием: ткали половицы, так раньше называли половик, вышивали рушники, это полотенца, пряли нити. (показ всех предметов). Делали посуду из глины (показ горшков).
Всё что их окружало в избе, люди делали своими руками из подручных средств. Подручный, значит материал, который всегда под рукой, доступный материал.
В. дети, обратите внимание на печь, кто здесь?
Д. домовой.
В. раньше считалось, что домовой есть в каждой избе, он оберегает дом от всяких напастей, присматривал за домом. Домовой очень не любил когда дети ругались и раскидывали свои вещи и игрушки. Ночью пока все спят, он их наказывал, прятал вещи. А ещё у людей была кукла «оберег». (Показ куклы оберега).
В. эту куклу люди делали своими руками из соломы, кусочка ткани и ниток. Она была»безликая», поскольку считалось, если ей сделать лицо, то у неё появится душа, а душу могут сглазить, поэтому куклу оберег делали безликую. С ней люди разговаривали, нашёптывали ей свои желания, просили здоровья, мира, благополучия. Хотите попробовать сделать такую куклу?
Д. да.
В. Тогда разбирайте подручный материал. Нужно взять пучок соломы, сложить его пополам, отступив немного места, перевязать нитью. Затем взять ещё такой же пучок, по обоим краям перевязать нитью, отступив немного места от края. Далее возьмем получившийся первый пучок соломы и раздвинем его на месте, где перевязывали, а второй пучок вставим между первым. Получились туловище и руки.
Теперь найдём кусочек ткани и обернём нашу куклу. Для закрепления перевяжем нитью. Помогайте друг другу, один держит, другой перевязывает. Вот теперь и у вас есть свой личный оберег. И вы можете что — то хорошее, доброе попросить у него.
В. Дети, куда мы с вами сегодня ходили?
Д. в музей «Русская изба».
В. что вы узнали?
Д. рассказывают что запомнили.
В. что мы делали?
Д. куклу «оберег» из подручных средств.
В. хотите ещё сюда прийти?
Д. да
В. мы обязательно сюда ещё вернемся и узнаем что — то новое.