Нажия Бикмаева
Экскурсия в парк в начале зимы
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в парк в начале зимы
Конспект НОД по экологическому воспитанию в разновозрастной группе (2 - 7 лет)
Цель – Cистематизировать представления детей о многообразии природы о характерных особенностях природы зимой.
Задачи:
Публикация «Экскурсия в парк в начале зимы» размещена в разделах
Образовательная область: "Познавательное развитие» Познакомить детей с изменениями в природе зимой. Закрепить знания детей о характерных особенностях природы зимой (земля покрыта снегом, минусовая температура, солнце греет мало, деревья, кроме хвойных, стоят голые, зимой им не хватает тепла, света). Упражнять в различении деревьев в безлистном состоянии по коре, цвету коры. Учить видеть красоту зимнего парка. Закрепить знания о жизни зимующих птиц. Продолжать развивать наблюдательность.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" :
Воспитывать заботливое отношение к растениям, животным.
Образовательная область "Речевое развитие" : береза, клен, сосна, тополь, ясень, ветвепад, пробковый слой.
Предшествующая работа: дети были на экскурсии в парке в начале осени, поздней осенью, во время прогулок наблюдали за погодой.
Оборудование: кора деревьев, иллюстрации птиц.
Ход экскурсии
- Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк, посмотрим, какой он сейчас, что там изменилось с того времени, когда мы с вами там были.
(Рассматриваем внешний вид парка)
Следует обратить внимание детей: и зимой, когда природа спит, нельзя ломать ветки и т. п. Если идет снег, понаблюдать, как кружатся снежинки в воздухе, одинаковой ли они формы. Предложить поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет.
Загадка:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю покрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня…
(зима)
- Молодцы, ребята, правильно это зима.
(Читаю стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает»)
- Верно, это зима. Сегодня мы и поговорим о зиме, о зимних явлениях в природе.
- Ребята, а кто назовет зимние месяцы?
- Верно, декабрь – первый зимний месяц, второй месяц – январь – середина зимы, третий месяц – февраль - конец зимы.
- Ребята, давайте вспомним признаки, приметы зимы (снег покрыл землю, стало холодно; кустарники, деревья в снегу, реки и пруды покрыты льдом. Солнце светит редко, низко стоит над землей, мало видно птиц).
- Ребята, как в народе говорят о декабре? (декабрь – «ночь года», «Декабрьский денек с воробьиный скок», «В декабре зима стеллит белые холсты, а мороз через реки наводит мосты»).
- Почему так говорят?
- Ребята, как называется явление, когда падает снег? (закрепляю слово «снегопад»).
(Читаю стихотворение Сурикова
«Зима»)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
Объяснить, что снег, падая, вбирает в себя пыль из воздуха и увлекает ее на землю. Поэтому снег там, где нет промышленных предприятий, чистый.
- Послушайте загадку и скажите, как называется явление, когда сильный ветер кружит снег?
Не зверь – а воет (вьюга)
Кручу, верчу, знать никого не хочу (метель)
(закрепляю с детьми слова «метель», «пурга», «вьюга»)
- Ребята, что вы видите на пальто, шапках во время снегопада? (снежинки).
Загадка:
Я, как песчинка мала и землю покрываю.
Я из воды и сам ее рождаю.
Как пух лежу я на полях,
Блещу при солнечных лучах.
- Что это? (снег)
- Какой сегодня снег? Как это можно узнать?
- Какой бывает снег, когда его освещает солнце?
- Верно, он сверкает разноцветными огнями, блестит.
Послушайте, как сказал А. С. Пушкин о снеге:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
- Ребята, когда мы ходим по снегу в мороз, что мы слышим под ногами?
(скрип)
- А вы знаете, почему он возникает? У каждой снежинки есть лучики, когда мы на них наступаем, лучики обламываются, и мы слышим скрип.
- Давайте походим по снегу и послушаем, скрипит он или нет?
- Почему снег не скрипит в теплую погоду?
- А вот в такую погоду снег лепится, а в какую нет? Подумайте.
- Верно, в большой мороз снег не лепится, а в оттепель, правильно, можно лепить снежки, снеговика.
Отгадайте загадку:
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает.
(дерево)
Рассмотреть деревья и побеседовать с детьми по вопросам: Какими стали деревья? Какими они были раньше: летом, в начале осени, поздней осенью? Что же изменилось? Обратить внимания на то, что на ветках нет листьев, но есть почки.
- Ребята, нас окружают много деревьев, а как их узнать зимой?
- Правильно, по коре, веточкам.
- Как можно узнать березу?
- Да, у березы ствол белый,
ветки тонкие, свисают вниз до земли.
У березы, каждый знает, ствол зеленый не бывает.
Белая береза,
под моим окном
принакрылась снегом,
точно серебром.
(С. Есенин)
- А как узнать тополь?
- Правильно, ствол у тополя зеленый.
- Чем отличается клен от ясеня?
(У ясеня на ветвях висят целые гроздья узких плодов – крылаток. Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с кленом).
У них есть общая черта – все ветки у них расположены попарно.
- Ребята, посмотрите внимательно и найдите дерево не похоже на остальные деревья?
- Правильно, это сосна. Это единственное дерево, которое остается зеленым зимой.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалась сосна.
(С. Есенин)
- Как можно узнать сосну зимой?
- Сегодня я немного расскажу вам о сосне. Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшен ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что в сосновом лесу легче дышится.
- Почему сосну называют хвойным деревом?
- Что растет на сосне? (шишки)
- Что находится в них? (семена)
- Семена сосны зреют долго, проходит некоторые время, прежде чем они раскроются шишки и семена подхватит ветер.
- Кто питается семенами сосны? (клесты, дятлы, белки, полевки, мыши)
- Ребята, что вы еще знаете о сосне?
- Как проводят зиму деревья и кустарники?
- Да, они спят, находятся в глубоком покое (закрепляю с детьми).
- Как дерево готовится к зиме?
- Осенью оно освобождается от листьев, под корой у него образуется защитный пробковый слой, а в стволах и ветках много крахмала – это запасы питания дерева на зиму.
- Для чего дереву кора? (она защищает дерево от холода)
- В середине зимы, если она морозная, деревья трескаются, при этом раздается звук, похожий на выстрел. Кора липы, клена имеют трещины в виде струн.
- Ребята, зимой мы можем наблюдать такое явление, как ветвепад. Как осенью деревья сбрасывают листья (листопад, так зимой он освобождаются от устаревших, высохших, надломленных веток, много их опадает от ветра.
- Нужно помнить, что на морозе, ветки хрупкие, легкие обламываются, поэтому обращаться с деревьями надо аккуратно.
- Ребята, посмотрите, много ли в парке птиц? Слышны ли их голоса?
- Назовите зимующих птиц? Подумайте и скажите, почему многие птицы из лесной чащи приближаются к человеческому жилью?
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
(С. Есенин)
- Верно, здесь им легче найти пищу. В народе говорят: «Птице страшен голод, а не холод».
- Птиц зимой надо подкармливать.
- Чем можно кормить птиц?
- Верно – хлебом, семечками, зернышками.
- Давайте посыплем корм птицам и посмотрим, как они его будут есть.
Игра «Узнай по описанию» (узнавание дерева)
Все вместе читаем стихотворение «Снег идет»
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, пушистый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
Вернувшись в группу можно нарисовать зимний пейзаж, стараясь передать в рисунке красоту зимнего парка.