Лариса Санникова
Экскурсия «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи реализации
1. Обосновать и в ходе работы апробировать активные методы формирования представлений детей 5-7 лет об истории родного края на основе взаимодействия с краеведческим музеем.
2. Приобщать детей к миру народной игрушки, учить видеть красоту и создавать её своими руками.
3. Изучать культуру и быт народа, формировать способность возродить преемственность поколений.
Публикация «Экскурсия „Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии в краеведческий музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
4. Использовать наряду с традиционными экскурсиями в музей, занятия в детском саду с музейными предметами, которые проводит сотрудник музея.
5. Создать условия для закрепления представлений об истории Купино, полученные на экскурсиях и занятиях, в разных видах творческой деятельности.
Материалы и оборудование :Образцы чиняевской игрушки.
Предварительная работа:
-Рассматривание и чтение книг о быте и традициях русского народа.
-Знакомство детей с историей возникновения краеведческого музея г. Купино
-Знакомство детей с различными видами народных игрушек из музея г. Купино
- Видео-презентации о природе родного края.
-Дидактические игры по патриотическому воспитанию : "Продолжи пословицу», лото "Народные промыслы",пазлы "Собери узор".
-Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Чиняевская игрушка»
Место проведения: Краеведческий музей.
Ход
1. Вводная часть.
-Дети вышли из детского сада. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.
-Повторение правил поведения в маршрутном такси.
-Заходить в маршрутное такси, держась за поручень. Сесть и не вставать до конца поездки. Во время движения транспортного средства, не вставать, не ходить по салону, не открывать окна, не высовываться из окон, не шуметь. После остановки, необходимо, чтобы взрослые открыли дверь, и выходить по одному, держась за поручень.
2. Основной этап.
-Воспитатель : вот мы и приехали к культурно-досуговому центру, давайте с вами вспомним правила поведения в общественных местах.
-Дети:
- надо внимательно слушать
- разговаривать можно только шепотом
- если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку
- экспонаты трогать руками нельзя. Экскурсию проводит педагог высшей квалификационной категории, руководитель этнографического Музея традиционной народной игрушки МКОУ СОШ № 105 г. Купино Лысенко Татьяна Стафеевна.
Рассказ экскурсовода
- Э. -Ребята, мы находимся в музее традиционной народной игрушки, где познакомимся с историей нашего края и города и с его умельцами.
-Э. -Сегодня познакомимся с Купинскими глиняными игрушками и их мастерами.
-Э. -Истоки традиционной Купинской глиняной игрушки начинаются на острове Чиняиха, расположенном на озере Чаны, и связаны они прежде всего с именем Екатерины Демьяновны Ковтун. На этом острове прошло детство Екатерины, которая узнала о самобытной игрушке от своей бабушки Акулины. (показ карты).
-Э. -Дети скажите, как назывался остров? И на каком озере был расположен? (ответы детей)
-Э. -Молодцы хорошо.
- Э. -А сейчас чуть,чуть о жизни Екатерины Демьяновны. Как все дети, взрослела, училась, трудилась. Но, в отличие от многих других односельчан, становясь старше и старше, она все же не забывала и о своей детской душевной привязанности. С увлечением лепила глиняные игрушки. Дарила их детям. Учила ремеслу. С их помощью воспитывала детей. Радовалась творчеству.
-Э. -Дети как звали умелицу глиняной- игрушки?
-Д. : Екатерина Демьяновна. (ответы детей)
-Э. - Это была удивительно даровитая художница, сказительница и песельница. Совсем ещё недавно она жила неподалёку от районного центра Купино - в селе Яркуль. Но, уйдя из жизни, она, как уже показало время, успела передать свое художественное мастерство неравнодушным людям.
-Э. -Дети вы знаете, где находится село Яркуль? Кто,то бывал там?
-Д. -Это озеро мы часто ездим летом
купаться. (ответы детей)
- Э. -А сейчас посмотрите на природу Купинского района с ее озерами, множеством рыбы, безбрежными зарослями камыша и обилием гнездящихся птиц – словно наполнена чудесами и загадками, которые находили свое отражение в легендах и в глиняных игрушках. Чаще всего изображались рыбы, русалки, фантастические существа, рыбаки, были и свистульки. Для Купинской игрушки характерны грубоватая пластика, шероховатая поверхность, лаконичный декор. (показ игрушек). Да и могло ли быть иначе, если игрушку лепили прямо на берегу, вместе с детьми, а высушивали и обжигали в русской печи.
В Купинской игрушке особенно проявляется близость человека к природе.
-Э. -Дети на что были похожи игрушки? Почему?
-Д. -На рыб, русалок и т. д. Потому, что их лепили на берегу озера. (ответы детей)
-Э. -Ребята а сейчас я вам расскажу как вылепливали Купинскую игрушку. Основная форма игрушки вытягивалась из целого куска предварительно промятой и немного смешанной с озерным песком глины, скатанной в виде шара. Немного удлинив его, раскатывая, намечались голова, шея, при необходимости хвост. Затем примазывались или «приклеивались» жидкой глиной дополнительные элементы – волосы, плавники, крылья и т. п. Тщательно ничего не заглаживалось, только выравнивалось похлопыванием пальцами и ладошками.
-Чаще всего лепили разнообразных русалок и водяных, которых иногда видели и рассказывали о них истории. Еще лепили рыб, так как рыбная ловля была основным занятием местных жителей. Были еще птицы, в основном, утки. Лепили каких-то странных существ, которые чудились в зарослях камышей. Конечно, изображались и люди – рыбаки, различные «тетки», чем-то похожие на соседок, бородатых стариков, которые тоже были чудны своими рассказами и жизненным опытом. Были и свистульки – чаще птицы и зайцы, т. к. рядом с Чиняихой находится остров Заячий, на котором всегда их много водилось. (показ игрушек).
-Э. -Ребята ну и в завершение нашей экскурсии самое главное,что вы должны знать то,что своеобразным символом Купинского игрушечного промысла является именно "Рыбка-Чинюшка".(показ) Этот сувенир уже неоднократно побывал на международных конкурсах и выставках. По достоинству там был оценен. Теперь, видно, и в отеческих краях пришла ему пора обрести популярность, прославиться своим неповторимым художественным ликом.
Подведение итогов.
-Дети вам интересно было узнать о нашей Купинской игрушке (Ответы детей)
-Как она называется?
-Что особенного вы запомнили из истории её появления?
-Кто основатель этой игрушки?
-Э. -А сейчас я вам хочу показать мастерскую,где дети вмести со мной лепят игрушки. (Дети проходят в мастерскую и рассматривают недоделанные игрушки, оборудование и т. д.)
-Э. -Ребята, а это печи где мы обжигаем игрушки.
-И на память вам хочу подарить вот такие замечательные Купинские игрушки для того,чтобы вы могли рассказывать о них своим друзьям и родителям.
Рефлексия деятельности:
«Заплетем косичку».
Воспитатель :
-Ребята предлагаю выбрать одну из трех лент, характеризующих ваше настроение:
красная – весело, интересно, занимательно;
коричневая – трудно, волнительно;
белая – безразличие, скука, усталость.
- Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.
Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время экскурсии.
- Как мы видим наша радуга пестрит красным цветом, а это значит вы получили полезную информацию и заряд положительных эмоций.