Пестелева Юлия Юрьеввна
Экскурсия по экологической тропе «Увлекательное путешествие» (Подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- обобщить и дополнить представления детей о состоянии объектов на экологической тропе, через познавательно - игровую деятельность.
- закрепить знания о растениях и птицах, правилах поведения в природе;
- развивать наблюдательность, познавательный интерес.
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы.
Материалы и оборудование:
Публикация «Экскурсия по экологической тропе „Увлекательное путешествие“ (Подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Раздаточный материал: лупы, карты - схемы экологической тропы.
Ход занятия:
Создание интереса:
Воспитатель: Ребята! Я сегодня утром шла в детский сад и встретила хозяина экологической тропы в детском саду.
-Вы знаете его?
Дети: (Гномик).
Воспитатель: Он мне сказал, что часто наблюдает, как мы по экологической тропе гуляем. Иногда очень радуется, а иногда огорчается.
Нравится ему, как мы растения, птиц, насекомых изучаем, как с ними дружим. А огорчает его, что дети иногда кидают мусор на тропу: фантики от конфет, ненужные бумажки; рвут и бросают на землю листья и цветы, мучают насекомых.
Воспитатель: Ребята, гномик спросил, пользуетесь ли вы картами - схемами экологической тропы, не забыли, что такое экологическая тропа?
Дети: (Это маршрут с различными природными объектами).
Воспитатель: Из чего она состоит?
Дети: (Экологическая тропа состоит из определенных остановок, которые на карте обозначены цифрами. На каждой остановке живут природные существа: растения, насекомые, птицы).
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, гномик попросил вас ему помочь. Его знакомый гном, который живёт в другом детском саду, был у него в гостях прошлой весной, видел, как цветут каштаны. Ему они очень понравились, и попросил вырастить саженцы, которые он посадил бы в своём детском саду. Нужно было собрать семена весной, а гномик забыл. Но если хорошо поискать, то можно найти их и весной под каштанами, уже пророщенные, которые перезимовали под снегом, и посадить их в землю в группе в контейнер, чтобы из них выросли саженцы. Но одному ему не справиться. Поможем?
Дети: Да
Воспитатель: На какой остановке мы можем собрать семена каштана («Каштан»).
Воспитатель: Под каким номером она находиться?
Дети: (Под номером 5).
Воспитатель: Перед тем, как мы отправимся на станцию «Каштан» нужно пройти ещё три остановки: «Клён», «Птичья столовая» и «Голубая ель».
Воспитатель: Но перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения на тропе:
Дети:(Нельзя рвать цветы, листья, ломать ветки деревьев. Не мусорить).
Воспитатель: Отправляемся в путь!
Давайте найдём на карте - схеме первую остановку «Клён».
(Дети показывают остановку).
Воспитатель: Под каким номером она находиться?
Дети:(Под номером 1).
- Послушайте загадку:
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен).
Воспитатель: Обратите внимание на то, что дерево большое, высокое. Чтобы увидеть его нужно посмотреть вверх.
- Какой ствол у клёна?
Дети: (Ствол прямой, покрыт серой корой, с многочисленными бороздками).
Воспитатель: Какие веточки?
Дети: (Веточки, направлены вверх и в стороны, красиво изгибаются).
Воспитатель: Что такое крона?
Дети: (Крона - это верхняя часть дерева с веточками).
Воспитатель: Какая крона у клёна
Дети: (Развесистая).
Физкультминутка «Клён»
Ветер сильно клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Ветками шумит наш клён. (Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища влево и вправо, руки вверх)
Даже ствол прямой, высокий,
Наклонился до земли. (Наклон вперёд)
Он наверно как все дети,
Покачаться захотел (Дети качаются вперёд - назад)
А как стихнет ветерок,
Наш любимый клён заснет. (Руки вверх - в стороны).
Воспитатель: Ребята, мы как птички полетим к следующей остановке «Птичья столовая».
- Но сначала найдём на карте - схеме эту остановку.
- Под каким номером она изображена?
Дети:(Под номером 6).
- Послушайте загадку:
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать. (Кормушка).
Воспитатель: Какое значение имеет кормушка для птиц?
(Ответы детей).
-Какие птицы прилетали в течение всей зимы на кормушку?
(Ответы детей).
- Почему некоторые птицы улетают на юг, а другие остаются зимовать у нас?
Дети: (Нет насекомых, холодно).
- Как вы помогали птицам зимой?
(Ответы детей).
- Чем заняты птицы весной?
(Строят гнезда).
-Зачем птицы строят гнёзда?
(Чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их).
- Из чего строят гнезда птицы?
(Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда?
(На деревьях, на земле, под крышей, в дупле, в кустах).
Игра «Воробьи и вороны».
Дети разбиваются на две команды. На расстоянии около 15-20 метров от центра поля рисуют две черты, обозначающие границы игровой зоны.
«Воробьи» и «вороны» встают в две шеренги друг напротив друга в центре площадки. Расстояние между участниками – 1-2 метра. Ведущий становится в конце цепочки и вслух произносит название одной из команд. Названные игроки должны развернуться и убежать за линию игрового поля, «в домик». Соперники стараются их поймать. Те, кого «запятнали», переходят в лагерь противника и в следующий раз играют уже на другой стороне.
Хитрость состоит в том, что ведущий, называя одну из команд, намеренно делает паузы после каждого слога: «Вооо-рооо-бьи» или «Вооо-рооо-ны», не давая сразу понять, кому убегать, а кому догонять. Можно еще больше усложнить игру, называя слова с теми же слогами: например, «ворота», «ворожба», «воровка».
Игра продолжается до тех пор, пока и все «воробьи» не станут «воронами» или наоборот.
Воспитатель: Ребята, как прыгают птицы?
(Дети показывают).
- Мы как птицы будем прыгать на следующую остановку, которая называется «Голубая ель».
- Под каким номером она изображена на карте - схеме?
(Под номером 2).
- Послушайте загадку:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (Ёлка).
- На нашей остановке растёт ель - голубая.
- Почему она голубая?
(Голубую окраску хвое придает восковой налет).
Воспитатель: Ель с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето.
- Как называются ветки ели?
(Лапами).
- Чем покрыты лапы ели?
(Хвоей).
(Дети трогают хвою, нюхают).
-Что вы можете сказать про хвою?
(Пахнет, колется, хвоинки короткие и сидят отдельными иголками).
- На какую игрушку похожа крона ели? (Крона ели похожа на пирамидку).
Воспитатель: Ель имеет пирамидальную (треугольную) крону с острой верхушкой.
- Как расположены ветки?
(Густо по всему стволу).
- Ствол хорошо виден за лапами ели?
(Его трудно увидеть).
- Под елью хорошо растёт трава? Почему?
(Под елью почти не растёт трава, самые длинные ветки внизу дают тень).
Воспитатель: А теперь мы пойдём на остановку «Каштан».
- Под каким номером она изображена на карте - схеме?
(Под номером 5).
Воспитатель: Каштан - красивое стройное дерево.
- Какой ствол у каштана?
(Ствол прямой, мощный, покрыт тёмно - серой корой, с маленькими бороздками).
-Какая крона у каштана?
(Раскидистая, широкая, с толстыми ветками).
(Дети собирают плоды – семена, рассматривают их через лупу).
-Какие семена?
(Крупные, блестящие, темно - коричневые, круглые, сплюснутые).
Воспитатель: Завтра мы посадим семена каштана в землю в контейнеры. Чтобы выросли саженцы, мы будете за ними ухаживать.
- Как нужно ухаживать за саженцами?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы вы запомнили очень хорошее стихотворение:
Дерево, трава, цветок и птица,
Сами не умеют защититься.
Если будут уничтожены они -
На планете мы останемся одни.
- Нужно защищать, ухаживать и беречь природу!
Рефлексия:
Воспитатель: Что для вас сегодня было самым интересным?
(Дети, передавая по кругу плод каштана, перечисляют самое интересное).
После прогулки дети фиксируют наблюдения на магнитной карте - схеме «Зелёный маршрут» для закрепления знаний, полученных на экологической тропе.