ирина якутенко
Экскурсия как средство социально-бытовой адаптации в обществе детей-сирот 4-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из первостепенных задач, которая стоит перед коллективом домов ребенка – это социально – педагогическая адаптация воспитанников. Ее можно рассматривать как адаптация к жизни : в самом учреждении, и в социуме после выхода из детского дома.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экскурсии с дошкольниками
- Темочки
Известно, что наши воспитанники – это особые дети. Психические травмы, полученные до поступления в детский дом, наследственные заболевания могут проявляться в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, сниженной концентрацией внимания. У этих детей складывается устойчивая заниженная самооценка, неприятия себя, недоверие к окружающим, они не осознают собственную уникальность: вместо «чувства Я» у них формируется «чувство Мы». У воспитанников детского дома либо отсутствует возможности социального опыта, либо этот опыт носит негативный характер.
Для преодоления всех этих трудностей важнейшее значение имеет правильно организованный процесс реабилитации. Использование гибкого режима дня, музыкального фона в группе. Создаются условия для развития ведущего вида деятельности детей : игры (сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», «Больница» и другие, отражающие реальную жизнь взрослых). В группе создаем необходимые уголки развития: сенсорные, музыкальный, речевой, особое значение имеют уголки «уединения», где ребенок может отдохнуть от других, помечтать и др.
Одним из способов формирования социального опыта ребенка, развития его коммуникативных навыков являются экскурсии. Экскурсии могут быть разных видов: ознакомительные, уточняющие, закрепляющие, расширяющие, систематизирующие. Необходимо помнить, что цель должна быть очень ясной, объем новых знаний должен быть ограничен. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, их физическое и эмоциональное состояние.
Задачи экскурсии :
Формирование практических навыков и умений, и использование своих знания в предметно-практической, игровой, учебной и бытовой деятельности.
Формирование модели правильного поведения в транспорте и общественных местах города.
Формирование различных представлений об окружающем мире (уточнение, расширение, конкретизация знаний).
Воспитание взаимопомощи, организованности, внимания друг к другу.
Исходя из задач можно выделить три этапа проведения экскурсии :
I. Подготовительный
Накопление знаний и формирование навыков о «предмете» экскурсии (магазине, почте и т. д.)
Рассматривание иллюстраций.
Поводится беседа.
Сроки подготовительного этапа зависят от индивидуальных особенностей детей.
II. Практический
Экскурсия проводится в сопровождении двух или более взрослых, в зависимости от количества детей и их физического и эмоционального состояния
Экскурсия имеет строгий план действия и практическую направленность (покупка чего-либо, наблюдение за транспортом и. т. д.).
Обязательно проводится фотосъемка.
III.Закрепляющий.
Дети рассматривают фотографии, вспоминают, что делали, чему научились.
Проводится сюжетно-ролевая игра по теме.
Дети рисуют, лепят и т. д.
Из опыта своей педагогической работы представляем посещение социально-бытового объекта «Овощной магазин».
На подготовительном этапе по данной теме, проводилась следующая работа:
работа над пониманием речи и фразовой речи, диалоговая речь;
соотнесение предметной картинки с названием,
формирование представлений об овощах и фруктах.
Во время практической части мы посетили продуктовый магазин, а именно овощной отдел. Здесь дети наблюдали:
за работой продавца,
как совершается покупка,
как и чем расплатился покупатель,
мы обратили внимание на культуру общения и правила поведения в магазине, на ведение диалогов.
закрепились знания овощей и фруктов,
В закрепляющей части:
Была проведена сюжетно-ролевая игра «Магазин», где каждый ребенок смог попробовать себя в роли продавца и покупателя;
вспомнили назначение сумки, кошелька и денег;
уточнили представление о работе магазина.
использовали ручной труд - мы рисовали и лепили увиденные фрукты и овощи;
В заключении хочется отметить, что тематика экскурсий может быть разнообразной. Это посещение аптеки, магазина промышленных товаров. Можно просто понаблюдать за транспортом, где дети могут расширить представление о машинах и наблюдать за их работой в реальной жизни. Экскурсии являются одним из важнейших и эффективных методов коррекционной работы, поскольку помогают детям перенести все полученные знания, умения и навыки на практику, что способствует их коммуникации и социально-бытовой адаптации в общество.