Людмила Нестерова
Патриотическое воспитание в ДОУ. Экскурсия к памятнику В. А. Новикова (подготовительная группа)
▼ Скачать
Программное содержание:
Обучающие задачи:
-показать детям памятник В. Новикову; познакомить с его подвигом.
Развивающие задачи:
-на примере подвига В. Новикова развивать в детях честность, смелость, умение быть собранными.
-воспитывать патриотическое чувство у детей, любовь и уважение к воинам- защитникам нашей Родины, желание быть похожими на них: смелыми, храбрыми,находчивыми.
Публикация «Патриотическое воспитание в ДОУ, Экскурсия к памятнику В, А, Новикова (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии детей к памятникам войны
- Темочки
Предварительная работа:
беседы о войне, чтение рассказа Г. Остера «Спасибо вам, дедушки и бабушки», чтение рассказов из книги Л. Кассиля «Главное войско», чтение и заучивание стихов о войне, показ фотографий героев-арзамасцев.
Методические приемы.
Художественное слово, беседа, ответы на вопросы.
Дифференцированный подход.
Побуждать детей с низким уровнем развития к ответам с помощью вопросов. С более высоким уровнем развития побуждать на более сложные ответы.
Решение задач осуществляется через интеграцию образовательных областей:
-речевое развитие
-познавательное развитие
-социально - коммуникативное
Ход экскурсии:
Вступительная беседа.
Воспитатель :Дети,кто такой герой? Кто знает?
Дети: Герой – это храбрый человек; человек, который совершил подвиг; который ничего не боится.
Воспитатель : Правильно,ребята, герой – это человек, который совершает подвиг, это человек,выдающийся своей самоотверженностью, храбростью, доблестью. Особенно много героев было в годы Великой Отечественной войны.
Наша Арзамасская земля дала 11 героев Великой Отечественной войны. И первым среди арзамасцев получил это звание Виктор Алексеевич Новиков.
Именами героев названы улицы нашего города. Им поставлены памятники. И вот к одному из таких памятников, памятнику первому герою – арзамасцу В. А. Новикову, мы с вами и совершим экскурсию.
(По дороге к памятнику предложить детям спеть песни о войне, о воинах-героях
Дети подходят к памятнику, встают полукругом.
Воспитатель рассказывает о подвиге В. А. Новикова.
- В 1937 году, в Испании, шла война. Виктор добровольцем уехал в Испанию сражаться против фашистов. В одном из боев танк, в котором находился Виктор, был подбит. 2 члена экипажа покинули машину. Бензин воспламенился от взрыва гранат и проник внутрь танка. Жаркое пламя обожгло лицо, загорелась одежда, дым заполнил машину. Закрыв глаза, боясь ослепнуть, Виктор, не выпуская из рук рычагов управления, громко спросил: «Командир, что будем делать?» Ответа не последовало. Виктор должен был принять решение сам, и он его принял. Пока танк может двигаться, нужно попытаться его спасти. Новиков на горящем танке продолжал давить врагов гусеницами. Он дал танку задний ход, медленно отошел от окопов, и стал разворачиваться, ориентируясь по пулям. Когда пули забарабанили сзади, стало ясно: впереди – свои, а за спиной – враг. Теперь надо попытаться на максимальной скорости сбить пламя с помощью вентилятора. Но огонь не собирался уступать. Языки пламени лизали лицо, руки Виктора, горела кожаная куртка. Задыхаясь в неимоверной духоте, Новиков выводил горящую машину из боя.
Враги бросались в разные стороны от объятого пламенем танка. Был неравный поединок человека с огнем. И все же победил человек. Он довел танк до своих окопов, остановил машину, выключил двигатель, последним усилием открыл передний люк, но выбраться из танка уже не было сил. Виктор потерял сознание. Подбежавшие испанцы вытащили Новикова из горящего танка, затушили пожар. Боевая машина была спасена. Его, обгоревшего, доставили в Барселонский госпиталь.
Уже на Родине в госпитале он узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть памятник.)
Воспитатель : Дети, посмотрите, скульптор изобразил танкиста в момент свершения подвига. Виктор Новиков в форме танкиста. Молодое, красивое, волевое и напряженное лицо. Брови сведены к переносице. Руки сильно сжимают рычаги управления танком, а сзади – бушующее пламя. Оно в любую минуту может перекинуться на нашего земляка.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение Н. Ушакова.
На переднем крае обороны
Ни куста, ни снега, ни вороны.
Черный камень, серая зола…
Танк советский бомба обожгла.
Он железною печкой пылает,
Он продут огнем,
И потому лейтенант советский
Посылает голос фронту своему.
По переднему несется краю
Слышит фронт и вся родная Русь:
«Я горю, горю, но не сгораю,
Я горю, горю, но не сдаюсь…»
(читает стихотворение ребенок.)
Воспитатель : Памятник находится около сельско-хозяйственного колледжа, который назван в честь В. А. Новикова. Он основан на базе тракторного комбината, где работал электромонтером Виктор до призыва в армию.
В нашем городе есть и улица имени Новикова. В историческом музее имеются личные вещи В. А. Новикова, а в Москве, в музее Революции, находится его Золотая Звезда Героя и куртка танкиста.
Литература:
1. А. Д. Одинцов. Арзамас. Путеводитель. Горький,Волго-Вятское книжное издательство, 1978 г.
2. Б. П. Голованов. Очерки истории Арзамаса. Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1981г.