Жанна Нарышева
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое хорошо, а что такое плохо – именно с этих категорий начинается процесс воспитания ребенка. С родителями ребенок получает азы представлений обо всем окружающем (о природе, о погоде, о человеке, о животных и так далее, своим примером мы показываем, как необходимо поступать в тех или иных ситуациях и, конечно же, воспитываем. Со временем на голову мам и пап, бабушек и дедушек обрушиваются тысячи вопросов различной сложности, требующие доступного и простого ответа, который зачастую найти непросто. Естественно, теме денег отводится далеко не последнее место в разговорах с ребенком. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Публикация «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность.
Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги?
2. Где их взять?
3. Как ими правильно распоряжаться?
Наше общество так устроено, что, к сожалению, знания на эти темы никак не раскрываются в детском саду, школе и в последующем в институте. Общество как будто считает, что эти навыки обращения с деньгами как-то сами собой появятся у человека. Однако, как показывает практика, они не появляются. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. В связи с этим, дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Главная образовательная и воспитательная задача – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Давайте разберемся, что же такое финансовая грамотность и экономическое воспитание дошкольников.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи Программы:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.
Деятельность по формированию у детей финансовой грамотности ориентированна на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, педагог-родители.
Схема педагог-воспитанник включает в себя : комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий.
Схема педагог-родители включает в себя;
• анкетирование с целью выявления проблемы;
• проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало;
• проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний;
• проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Подводя итог вышесказаного, можно сделать вывод, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.