Светлана Буравлева
Технологические карты сюжетно-ролевых игр по экономическому развитию для детей 6–7 лет «Супермаркет»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта №1
Тема: «Супермаркет»
Цель: Развивать представления детей о товарах, цене, стоимости. Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, распределять роли, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.
Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров воспитывать культуру общения в супермаркете, умение обращаться к продавцу, кассиру, охраннику;
Публикация «Технологические карты сюжетно-ролевых игр по экономическому развитию для детей 6–7 лет „Супермаркет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: Вывеска «Супермаркет»; вывески отделов «Одежда», «Игрушки», «Хлеб», «Фрукты-овощи», «Молоко», «Книги», «Бытовая химия»; стойка камеры хранения, прилавки, кассовые аппараты, весы, упаковочный материал, корзина для продуктов, различные коробки, банки, мелкие игрушки, книжки, кукольная одежда, предметы-заместители, отличительные элементы для сотрудников (бейджи)
Предварительная работа: -Просмотр видеоролика «Что такое супермаркет».
-Обыгрывание действий продавца, кассира, покупателя, грузчика, продавца- консультанта.
- Изготовление денег, кредитных карт, ценников, продуктов.
-Беседы: «Поведение в общественных местах», «Деньги-вчера, сегодня, завтра», «Что такое супермаркет?», «Что такое касса?»
-Дидактические игры: «Назови магазин», «Ягоды - фрукты»,» лото «Магазин», «Найди свою покупку», д/и с мячом «Если только захочу, молока я получу»
- Чтение: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках», О. Емельяновой «Магазин игрушек».
- Посещение совместно с родителями супермаркета, совместные покупки.
Закрепление экономических представлений: Понятия: «товар», «цена», «стоимость», «дорогой», «дешевый», «срок годности», «покупать», «продавать»; «спрос и предложение»;
Представления:
- любой товар имеет свою цену;
- одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле);
- прежде, чем что- либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку;
- в супермаркете товар мы выбираем сами и кладем в корзину или в тележку;
- в супермаркете предлагается не одна касса, а несколько;
- в супермаркете товары лежат на полках, в холодильниках, в корзинах так, чтобы покупатели могли свободно взять их, посмотреть цену, внешний вид товара, определить срок годности (не испорчен ли продукт);
- супермаркет разделен на отделы. Каждый отдел имеет название. «Отдел бытовой химии», «Отдел молочных продуктов», «Отдел хлебобулочных изделий», «Мясной отдел», «Отдел игрушки».
Профессии: продавец, продавец-консультант, кассир, водитель, охранник, рекламный агент, директор магазина.
Продавцы говорят сколько стоит товар, взвешивают его; кассир пробивает чеки, дает сдачу; консультант рассказывает про товар и помогает выбрать его; охранник охраняет магазин; водитель привозит товар в магазин; рекламные агент выбирает тот товар, который будет рекламировать; директор контролирует работу всех работников магазина.
Технологическая карта №2
Тема: «Сбербанк»
Цель: Обогатить социально-игровой опыт детей по сюжету «Сбербанк» по ситуациям – выбор услуги (платежи, снятие денег, кредитование) в банке, получение услуги у специалистов (кассир-операционист, кредитный специалист, консультант). Учить самостоятельно организовывать игру; согласовывать тему; распределять роди; подготавливать необходимые условия: подбирать и создавать атрибуты для игры; договариваться о последовательности совместных действий. Формировать умение развертывать и объединять различные тематические сюжеты (выбор услуги, получение услуги) в единый игровой сюжет «Сбербанк». Активизировать ролевую речь детей, развивать способность облекать в слова игровые замыслы. Совершенствовать организаторские способности, самостоятельность, активность, увлеченность, инициативу, воображение, творчество. Воспитывать в совместной игре доброжелательные отношения друг к другу, умение налаживать и регулировать конфликты, договариваться, мириться, убеждать, действовать.
Оборудование: Терминал «Банкомат», банковские карты, паспорта на каждого ребенка, буклеты, сейф, машинка для проверки денег на подлинность, таблички - стойки, бейджики с наименованием специалистов, сумка инкассатора,спецформа служащих: галстуки зеленого цвета, накидка охранника, накидка инкассатора,атрибуты: компьютер, телефоны, бланки, ручки, столы и стулья для клиентов и сотрудников банка, кредитные карточки, квитанции на оплату коммунальных платежей, карточки для оформления кредитов (со схематичным изображением: кредит на приобретение жилья, кредит на приобретение автомобиля и т. д.)
Предварительная работа: - Рассказы воспитателя на темы:
«Профессия - кассир-оператор», «Профессия - кредитный менеджер», «Профессия - консультант банка», «Охранник банка», «Инкассаторская служба»
- Рассматривание альбомов: «Банк, сотрудники», «Города на купюрах»
- Проигрывание ситуаций:
«Вежливый администратор», «Разговор менеджера с клиентом», «Работа кассира», «Работа инкассатора», «Работа консультанта», «Деятельность охранника», «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке», «Как оформить кредит».
- Дидактическая игра: «Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов»
- Беседы на темы: «Как я побывал в банке», «Валюта разных стран», «Для чего нужен банковский терминал», «О доходах и расходах», «Валюта разных стран»
- Посещение с родителями отделения Сбербанка, наблюдение за совершением банковских операций.
Закрепление экономических представлений: Понятия: «доход», «расход», «расчет», «кредит», «менеджер», «договор», «оплата», «валюта», «платежеспособность», «банковская карта», «банкомат», «терминал», «бережливый», «экономный»
Представления:
-как выглядят современные деньги (монеты, купюры); они бывают разного достоинства, разной ценности;
- в каждой стране есть свои деньги, в России- рубли;
-в банке живут не только наши российские денежки - рубли, но и их братья: марки, франки, доллары, гривны;
-валюта - денежная единица любой страны;
- откуда берутся деньги; деньги зарабатывают; деньги просто так не даются;
- банковские операции: снятие наличных, перевод денежных средств, оплата разных услуг.
-банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг;
- существуют государственные и коммерческие банки, монетный двор, валюта.
- в банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое.
- главный человек в банке - банкир.
-ещё там работают служащие: кассиры и контролёры.
Профессии: банкир, кассир, администратор банка, консультант, менеджер, инкассатор, охранник
Кассир (оператор): Выслушивает клиента, общается, совершает необходимую операцию: принимает деньги от клиентов, обменивает валюту на рубли, принимает переводы, производит оплату по квитанциям
Администратор банка: организует работу банка, следит за соблюдением режима работы банка.
Менеджер (кредитный): оформляет кредиты, дает консультации по получению кредитов
Консультант: выдает талоны на совершение банковских операций, озвучивает номера стоек, помогает клиентам пользоваться банковским терминалом.
Охранник: следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников банка и денежных средств
Технологическая карта №3
Тема: «Станция технического обслуживания»
Цель: Познакомить детей с понятиями «доходы и расходы»; Обогащать и расширять знания детей о труде взрослых, а именно, работников автосервиса, слаженности, аккуратности в их работе;
Развивать умение делового и игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
Развивать диалогическую речь, умение развивать диалог в различных игровых ситуациях;
Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей (автосервис, автослесарь, гаечный ключ, двигатель, мотор, шиномонтаж, автомойка и т. д.).
Воспитывать интерес к техническим профессиям.
Оборудование: Наборы слесарных инструментов; модульный центр «Автосервис, Мойка машин, Заправка»;Макеты приборов диагностики неисправности автомобилей; губки и флаконы для мойки автомобилей; макет автозаправочной установки с гибким шлангом; игрушки-автомобили, жилеты; схемы с образцами строения и макеты автомобилей.
Предварительная работа: - Рассматривание тематических альбомов «Автомастерская».
- Беседа о работе автомастерской.
- Рассматривание сюжетных картин по темам «Шофёры», «Автомастерская», «Ремонт автомобилей», «Какие разные машины».
- Рассматривание иллюстраций в альбоме «Все работы хороши» (профессии: механик, сварщик, автослесарь, шиномонтажник и т. д.).
- Беседа с детьми: «Для чего нужен автосервис», «Что такое гараж», «Какие профессии вы знаете?».
Закрепление экономических представлений: Понятия: доход, расход, расчёт, цена, стоимость, деньги, клиент, услуга, заказчик, купля- продажа;
Представления:
- всякий труд почётен, важен и необходим, любая профессия украшает человека, если человек хорошо трудится и знает своё дело;
- деньги оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей;
Профессии: администратор, диагностик, автослесарь, шиномонтажник, автомойщик, автозаправщик, кассир, официант, уборщица;
- Администратор подбирает на работу кадры, организует работу сотрудников, беседует с клиентами.
- Диагностик принимает заказы, проводит техосмотр, сообщает автослесарю о результатах.
-Автослесарь на основе диагностики автомобиля, ремонтирует автомобили.
-Шиномонтажник меняет шины на автомобилях.
-Автомойщик моет машины
- Автозапрвщик на бензоколонке принимает заказ, заправляет машины бензином
- Кассир принимает плату за товар и услугу.
-Официант принимает заказ, передают повару, принимают готовое блюда, разносят посетителям.
-Уборщица убирает зал в автокафе.
Технологическая карта №4
Тема: «Ателье»
Цель: Расширить и закрепить знания детей о профессиях работников ателье.
Формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, и времени.
Укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу.
Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Учить самостоятельно организовывать игру; согласовывать тему; распределять роди; подготавливать необходимые условия.
Воспитывать уважение к профессиям взрослых.
Оборудование: Разнообразные ткани, наборы, содержащие нитки, пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала, сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, квитанции
Предварительная работа: Встреча с работниками швейного ателье (родители, беседа. Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». Беседа - «Что из какой ткани можно сшить?». Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?» Рассматривание образцов тканей. Изготовление альбома «Образцы тканей», выкроек. Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье».
Закрепление экономических представлений: Понятия: доход, расход, расчёт, цена, стоимость, деньги, клиент, услуга, заказчик, купля- продажа Представления:
- одежда – это товар, который можно продать;
- всякий труд почётен, важен и необходим, любая профессия украшает человека, если человек хорошо трудится и знает своё дело;
- деньги оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей;
- для работы нужны разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало;
- ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины.
Профессии: администратор, модельер, закройщик, швея, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.
Администратор – встречает посетителей, советует выбрать фасон наряда, снимает мерки, подбирает материал и фурнитуру, оформляет заказ.
Закройщица – делает выкройку, раскраивает на материале.
Швея – сшивает детали готовой выкройки, пришивает фурнитуру (пуговицы, тесьму).
Утюжница – Отпаривает и отглаживает готовую одежду и отправляет на склад.
А на складе готовая продукция ждет своего заказчика.
Технологическая карта №5
Тема: «Рекламное агентство»
Цель: Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем,
Дать знания о своеобразии труда людей, работающих в рекламных агентствах, предоставить ребёнку возможность занимать различные позиции взрослых (директор рекламного агентства, художник-оформитель, автор рекламного текста, заказчики, рекламные распространители).
Познакомить с разнообразными видами рекламы, что такое реклама, назначение рекламы, виды рекламы, кто производит рекламу.
Осуществить практический процесс создания рекламы, как необходимого условия реализации продуктов труда.
Развивать речевое творчество в процессе создания рекламы.
Формировать художественно - эстетические навыки.
Развивать умения решать простейшие экономические задачи.
Развивать логическое мышление, пополнять активный словарный запас, развивать умения делать умозаключения.
Оборудование: Вывеска «Рекламное агентство», компьютер, образцы буклетов, визиток, вырезанные из журналов картинки различных товаров, рекламные проспекты, сделанные самими детьми, карандаши, фломастеры, блокнот, бумага.
Предварительная работа: Экскурсии в рекламное агентство, по улицам города
Беседа о профессиях работников рекламного агентства
Рассматривание иллюстраций и фотографий, брошюр, визиток, рекламных баннеров
Помощь родителей в подборе рекламных проспектов, печатной продукции, которую публикуют в газетах, журналах, опускают в почтовые ящики.
Чтение художественной литературы для детей: С. Михалков «Как старик корову продавал», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены. О рекламе.
Закрепление экономических представлений: Понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламное агенстство, рекламный агент, собственное дело, распространитель рекламы;
Представления:
- что такое реклама, её назначение;
- реклама существует в форме текста, картинки, звукозаписи, видеоролика;
- она размещается на улице, в рекламных роликах, на телевидении, на досках объявлений; на рекламных листках, газетах, на обложках журналов и книг;
Профессии: директор рекламного агентства, художник – оформитель, автор рекламного текста, рекламные распространители;
Директор рекламного агентства - контролирует работу подопечных, решает спорные вопросы, просматривает готовые рекламные эскизы, проводит консультации с подчинёнными.
Художник - оформитель-предлагает заказчику образцы оформления рекламы, выслушивает пожелания клиента, советует свои варианты оформления рекламы, составляет проект оформления (выкладывает на бумаге картинки, рисует, обговаривает сроки исполнения заказа, сумму и форму оплаты.
Автор рекламного текста-придумывает рекламные слоганы, согласовывает с клиентом, сотрудничает с художником-оформителем.
Заказчик - приходит в рекламное агентство, обговаривает с художником-оформителем дизайн рекламы, озвучивает свои пожелания, обговаривает сроки исполнения заказа, форму оплаты.
Рекламные распространители- получают в агентстве и раздают листовки, рекламные материалы, визитки