Любовь Кузнецова
Конспект занятия по экологии «Простые и речные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей осознанно-правильного отношения к окружающим природным объектам.
Задачи:
• Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств.
• Называть свойства (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.)
Публикация «Конспект занятия по экологии „Простые и речные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Формировать представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.
• Дать детям первое представление о поделочных камнях. Показать изделия из драгоценных камней. Расширять словарный запас.
• Заинтересовать детей созданием коллективной работы с использованием приёма аппликации из бисера, создать большое и красивое панно для украшения группы.
• Воспитывать
Материалы к занятию:
- набор речных и морских камней
- кусочки мрамора, гранита, горного хрусталя.
- сосуд с водой, лупа, салфетки (на каждого ребёнка).
- презентация «Простые и ценные камни в природе»
- аудиозаписи спокойная музыка, «шум волн», «звук ветра»,
- для ручного труда: набор бисера нескольких оттенков зеленого цвета, трафарет с изображением каменного цветка, клей ПВА, салфетки, кисти. Рамка для оформления готовой работы.
Ход:
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы с вами отправимся в гости к Хозяйке Медной Горы. (Слайд 2) Вспомните пожалуйста какие сказки Павла Петровича Бажова об уральских мастерах горного дела мы читали?
Дети: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»
Воспитатель: Правильно. В них говорится о настоящих тружениках, мастерах своего дела, людях, которые добывают камни и умеют их обрабатывать, но так было в старину. В наше время поиском камней занимаются геологи, а обрабатывают их - ювелиры.
Воспитатель: Посмотрите, как много собрала для вас камней Хозяйка Медной горы. Как вы думаете, откуда они взялись? (Слайд 3)
Дети: С улицы. Из моря. Из земли.
Воспитатель: Камни - это обломки гор. (Слайд 4)
Их можно встретить на земле, под землей, в морях, реках.
Воспитатель: Посмотрите передо мной две горсти камней: в одной речные, в другой морские. Как вы думаете, где какие? (Слайд 5)
Дети: Круглые морские, острые речные.
Воспитатель: Возьмите по одному камушку из каждой горсти. Что вы можете сказать о них? (Слайд 6)
Дети: Они холодные, шероховатые, гладкие, тяжелые, острые.
Воспитатель: Давайте попробуем сложить речные камни в руке. Какие они?
Дети: Тяжелые, шероховатые, острые.
Воспитатель:
Давайте приложим к щеке камешки. Что можно о них сказать?
Дети:Они холодные.
Воспитатель: А камни тяжелые или легкие?
Дети: Тяжелые.
Воспитатель: А давайте проверим.
ОПЫТ. (Слайд 7)
В банку с водой опускаем несколько камушков. Они тонут.
Воспитатель: Ребята, почему утонули камешки?
Дети: Камни тяжелые.
Воспитатель: Умницы ребята, справились с этим заданием. А теперь скажите мне камни твердые или мягкие.
Дети: Твердые.
ОПЫТ. (Слайд 8)
Забиваем гвоздь в дерево, он легко заходит туда. Берем и пытаемся забить в гвоздь камень. Гвоздь не идет в него.
Воспитатель: Подумайте, ребята, почему гвоздь не забился в камень?
Дети: Камень твердый.
Воспитатель: Итак, мы теперь можем сказать, что камень очень прочный природный материал? (ДА)
Воспитатель: Давайте вспомним и перечислим свойства камней. (Слайд 9)
Дети: Камни тяжелые, прочные, шероховатые, гладкие, водонепроницаемые.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь поиграем в игру «Верно - неверно». Я буду называть свойства камней, а вы определять, верно ли моё утверждение. Например: я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неверно! Камень нельзя смять, он твердый. Я буду играть роль стрелки - с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать:
-Камень тонет в воде.
-Камень прозрачный как стекло.
-Гвоздь нельзя забить в камень.
-Камень лёгкий, как вата.
-Мокрый камень отличается по цвету. (Он темнее) .
-Камень легко разбить, как стекло.
-Камень можно растянуть, как резину.
-Из камня можно лепить, как из пластилина.
-Камень не плавает в воде, как дерево.
-Камень можно порвать, как бумагу.
Молодцы! Очень хорошо, вы запомнили свойства камней. А сейчас давайте мы представим, что мы все маленькие камешки. А что будет, если камешки все вместе сложить? (предлагает детям подойти друг к другу поплотнее)
Психогимнастика «Гора и камешки» (слайд 10)
Цель: Дать представление о том, что вода и ветер могут разрушить горы, развивать эмпатию, воображение.
Ход игры:
Дети - камешки стоят вместе тесно прислонившись друг к другу,- это гора.
Звучит музыка.
Воспитатель: «Жила-была большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил маленькие камни и песчинки (звучит музыка ветра) Вот катился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных) потом другой, третий. Гора становится все меньше и меньше. Так гора распалась на камешки и исчезла».
Ребята, если вы будете играть дружно, вместе – вы будете сильными как гора
Воспитатель: Хозяйка всех земных недр очень богата. Если бы не еёткамни, люди так и не смогли бы построить прочные дворцы, крепости, мосты» (показ слайдов с изображением каменных построек) (слайд 11-13)
Воспитатель: Крепости и башни стояли много лет и по-прежнему прочны. Камни окружают нас повсюду. Ребята, какие еще бывают камни? (Слайд 14)
Дети: Драгоценные.
Воспитатель: Кто их обрабатывает? (Слайд 15)
Дети: Люди, ювелиры.
Воспитатель: Посмотрите сколько украшений лежит на моем столе (Дети рассматривают изделия из драгоценных камней.)
Воспитатель: Из драгоценных камней ювелиры делают бусы, браслеты, кулоны. (Слайд 16). Ювелиры умеют правильно обработать камень, так чтобы они засверкали разными цветами. Ребята давайте вспомним, что же сделал Данила- мастер? (Слайд 17)
Дети: Каменный цветок.
Воспитатель: А давайте и мы с вами выложим из камешков бисера Каменный цветок. (Дети приклеивают мелкие камешки на листы бумаги на котором изображен каменный цветок)
Воспитатель: Молодцы, ребята, какой прекрасный цветок у нас получился!
А давайте повесим нашу картину в группу.
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам в гостях у Хозяйки Медной горы? А что больше всего запомнилось и понравилось (ответы детей).
Воспитатель: Хозяйке Медной горы вы тоже приглянулись и она попросила угостить вас сладкими «камешками».