Татьяна Гунина
Экология и дети
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе экологическое воспитание детей является социальным заказом общества системе дошкольного образования.
Столь ранее приобщение детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не были внесены в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не ассимилируются, либо ассимилируются с большим трудом и репродуктируются с малым коэффициентом надежности. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников.
Публикация «Экология и дети» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Я считаю, что познавательные возможности дошкольников в области экологии очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых. Возраст от трех до семи лет является сенситивным периодом общебиологических понятий и закономерностей. Поскольку мышление у дошкольников является наглядно – действительным, наглядно – образным, основной упор можно делать на наблюдении, эксперимент и собственную продуктивную деятельность в природе.
Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку видеть результаты своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.
Играя с растениями и животными, дошкольник учиться распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступают понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
Жизненный путь с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение познавательных способностей в экологическом воспитании и установление закономерностей их формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности. Знания о живом организме позволяет ребенку в дальнейшем осознавать себя Человеком, частью природы. Экологические знания детей совершенствуют деятельность, включающую наблюдения, оценочные суждения, любование, действия по уходу за растениями и животными, который эффективно могут осуществляться на экскурсиях, целевых прогулках и учебных маршрутах в природу.
Эти формы организации воспитания дошкольников позволяют обогатить детей знаниями о взаимосвязях, существующих в природе, поупражнять в применении правил поведения в лесу, на лугу и т. п. ; воспитывать духовное, нравственные и волевые качества: дружбу и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержку, коллективизм.
Поэтому на данный момент проблема – развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экологическое воспитание является актуальной.