Ирина Шаляпина
Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
старших дошкольников в работе с родителями»
Исполнитель:
Шаляпина Ирина Петровна, воспитатель
МАДОУ Трудармейский детский сад «Чебурашка»
(8-904-998-31-12 shayapina-66@mail.ru)
Трудармейский 2023
Содержание
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Механизм реализации проекта
Этапы реализации проекта
План проекта
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Паспорт проекта
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Экологическое воспитание
старших дошкольников в работе с родителями»
Автор проекта Воспитатель подготовительной группы «Затейники»
И. П. Шаляпина
Продолжительность проекта сентябрь - май
Разработчики проекта Воспитатели группы, дети 6-7 лет, родители., музыкальный руководитель,
Цель проекта Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей и улучшение качества окружающей среды в деле воспитания детей
Задачи проекта *подвести к пониманию важности взаимооношения
человека с природой и последствий деятельности в ней
*расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять
*показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры
*повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений
*формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе
Краткое содержание проекта *Проектный документ разработан с учетом положительного опыта, накопленного в ходе реализации воспитательной работы в ДО
*Проект будет осуществлять рабочая группа, в состав которой войдут воспитатели, дети 6- лет, родители, музыкальный руководитель
*Проект нужен для реализации воспитательной работы ДО, так как он ориентирован на работу с родителями по экологическому воспитанию дошкольников и нацелен на формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее
*Реализация проекта подразумевает проведение комплекса мероприятий по экологическому воспитанию старших дошкольников в работе с родителями
Этапы реализации проекта Подготовительный – сентябрь
Основной – октябрь-апрель
Заключительный - май
Ресурсное обеспечение проекта Бумага «Снегурочка» - 150
Ватманы-5 шт. – 50
Картриджи для принтера – 1500
Краска для цветного принтера – 500
Альбомы, гуашь, карандаши – 180
Маркеры, фломастеры, грамоты – 476
Призы для мероприятий – 1000
Полная стоимость проекта – 3856
К реализации проекта привлечены средства школы и ДО в форме материальных средств: принтер с цветной печатью, фотоаппарат цифровой, ксерокс, сканер, компьютер, принтер с черной печатью
Ожидаемые результаты *повышение роли родителей в экологическом воспитании детей
*увеличение непосредственного участия родителей детей в организации и проведении различных экологических мероприятий
*повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного поселка, охране природы
Актуальность проекта
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными. Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях: *Педагог-родитель; *Педагог-ребенок-родитель
Механизм реализации проекта
Проект рассчитан на девять месяцев. Работа будет проводиться по следующим направлениям: консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка, беседы с родителями о важности данной проблемы; оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу»; изготовление фотоальбома; беседы за круглым столом; календарь интересных дат –совместные досуги, праздники, КВНы, викторины, привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности по проблемам экологического воспитания.
Формы, методы и приемы работы :
1. Консультации;
2. Дидактические игры;
3. Праздники, беседы
Основные виды детской деятельности:
*Совместная со взрослым;
*Досуговая;
*Игровая
Этапы реализации проекта
Этап Сроки Содержание проекта
подготовительный сентябрь Наблюдения за детьми с целью выявления особенностей и трудностей в экологическом воспитании
основной октябрь-апрель Беседы за круглым столом, досуги, праздники, викторины, КВНы, совместная с детьми трудовая деятельность на участке и в уголке природы, фотогазеты, экологические альбомы, плакаты,папки-передвижки
итоговый май Наблюдения за детьми с целью сравнения полученных результатов с первоначальными данными
Оценка результатов
По тогам реализации проекта будет осуществлена диагностика уровня экологического воспитания детей воспитателем, анкетирование родителей по проблеме повышения педагогической компетентности в вопросах экологического воспитания ребенка.
План проекта
Октябрь
1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу»
2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, дача)
3. Групповые экскурсии с детьми родителями по поселку «Клуб выходного дня»
4. Оформить стенд в группе «Природа нашего поселка»
5. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвящено охране природы.
Ноябрь
1. Провести консультацию «Мусор-проблема №1» С помощью этой темы донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем поселке. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях го вторичного использования. Показать на примерах какой ущерб наносят отходы поселку.
2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн, например, «Пусть поселок будет чистым!», «Отдай мне мусор!» и т. п.
3. «Клуб выходного дня» - провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по поселку.
4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
5. Создать буклет для родителей : «Куда деть мусор?» - информировать родителей о том, куда можно сдать в нашем поселке промышленные отходы для переработки.
Декабрь
1. Разработать совместно с родителями статью для журнала «Юный эколог», выпускаемого в ДО, на тему «Как научить ребенка защищать природу?»
2. «Экологический десант» - совместно с родителями и детьми провести прогулки по поселку с целью сбора пластика.
3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов)
Январь
1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка : «Вода – источник жизни!» В сообщении напомнить о том, что проблема сбережения наших водных ресурсов очень важна.
2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»
3. «Экологический десант» - привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
4. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш поселок чище»
Февраль
1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
2. Провести конкурс на лучшую экологическую игру для детей.
3. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу»
4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе» (даче, лесу и пр.)
Март
1. «Клуб выходного дня» - выступление родителей на тему «дом, в котором мы живем» Выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить х внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы л хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
2. «Экологический десант» - привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
3. «Экологический десант» - совместно с родителями и детьми провести экологические прогулки по поселку.
4. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.
5. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мо красивый, чистый поселок!»
Апрель
1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А поселок наш чистый?»
2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в поселке». Поинтересоваться у родителей как они относятся к проблеме выгула домашних животных и что можно сделать
3. «Экологический десант» - совместно с родителями субботник по уборке территории детского сада.
4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что…» ( как долго разлагается мусор: бумага, стекло, пластик)
Май
1. «Клуб выходного дня» - провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда леса!». Знаем ли мы, как правильно вести себя в лесу? Предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т. д.
2. «Экологический десант» - совместно с родителями субботник по озеленению территории детского сада.
3. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!»
4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.
Заключение
Цель экологического воспитания – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, формирование ответственного отношения к окружающей среде. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, так как она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитать экологически грамотного человека.
Список использованной литературы
1. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006
2. Иванова А. И. Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. - М. :ТЦ Сфера, 2009
3. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий – М:ТЦ Сфера, 2005
5. «мы» Программа экологического образовании детей / Кондратьева Н. Н. и др. – СПБ: Детство –Пресс, 2003
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие – М: Академия, 2009
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 002
8. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников// Педагогика. 2007. - №5.-С. 22-27
9. Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников// Начальная школа плюс До и После. -2008.№2-С-47-49
10. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. -4-е изд., исп. И доп. – М. : Москва – Синтез, 2006
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
1. Ф. И. О
2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего поселка?
3. Считаете ли вы, что в нашем поселке существуют экологические проблемы? Какие?
4. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего поселка, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
5. Как часто в с ребенком вместе совершаете выезды а природу?
6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для поселка?
8. Как вы считаете, в нашем поселке существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Приложение 2
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию
1. Не причиняя вреда природе (обговорить правила поведения в природе)
2. Пусть цветут травы (познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их сберечь)
3. Поклонись ягодке (поговорить об ягодах Кузбасса, рассказать о правилах сбора ягод, их охране)
4. Крылатые доктора (познакомить с птицами, о помощи в зимний период, о корме)
5. Сокровища леса (роль леса в жизни человека, польза его для человека, правила поведения в лесу, помощь человека лесу)
6. Ядовитые растения (познакомить с растениями, о правилах обращения с ними, охрана ядовитых растений)
Приложение 3
Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию
1. Азбука поведения в природе
2. Прогулки в природу
3. Войди в природу другом!
4. Очей очарованье!
5. Зеленая аптека (о комнатных растениях)
6. В лес по грибы
7. Поможем крылатым докторам (о птицах)
8. Наши друзья – насекомые
9. Защитим друзей леса!
10. Пожар – беда леса!
11. Сбережем нашу елочку
12. Цветы – земной красы начало
13. Первоцветы – вестники весны
14. Давайте беречь воду!
Приложение 4
Сбережем родную природу
Материал круглого стола для родителей
1. Предложить родителям обсудить вопросы :
* Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
* Оказывает ли общество влияние на природную среду?
* Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации:
* Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть ее и запомнить внешний вд. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название»
Вопросы:
*Правильно ли поступила мать?
*Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
*Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
* Как вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
*Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
*Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Вопросы
*Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
* Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и уветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
*Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода ваши дети?
3. Концерт силами детей «Русская природа»
4. Обсуждение с родителями увиденного
*Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению ее беречь?
*Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе, на даче, около дома, в детском саду)
Приложение 5
Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»
Ведущий
Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участники: воспитатели и родители детей. На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять часть открытки и составить целые открытки. Из частей. У нас образовались две команды. Придумайте название команды и выберите капитана.
Конкурс 1. «Разминка»
Командам по очереди предлагаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.
1 Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов (экология)
2. Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений и животных всего мира (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (флора)
4. Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (морковь)
5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях (липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров (герань)
7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла (салат)
8. Великий русский полководец А. В. Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и питательна. Что это за злак? (гречиха)
9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Она может вырасти до невероятных размеров. (репа)
10. Засушенные цветки этого горного растения избавят ваш дом от моли (лаванда)
Музыкальная пауза
Конкурс 2. «Загадалки»
Ведущий
У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.
Информационная справка для зрителей «Известное об известном»
1. Самый крупный:
- из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров
- из птиц – страус 90 кг, высота 270 см
- из змей – анаконда длина 5-10 метров
2. Самые высокие растения – эвкалипт до 162 м
Самые толстые – баобаб до 50 метров в окружности
Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 4000 метров в длину
3. Быстрее всех:
Бегает гепард
Плавает меч-рыба
Летает стриж
4. Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота 36 метров
5. Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас. Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.
6. Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.
7. Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
8. Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5см в сутки.
9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры - 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание 1, 5 года.
Конкурс 4. «Угадай мелодию»
Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе
Подсказки:
1. Песня о не разделенной любви («Что стоишь качаясь, тонкая рябина»)
2. Песня о том, что украшает город («Городские цветы»)
3. То, что мы должны принимать таким, как есть («У прроды нет плохой погоды»)
4. О птицах, которые красиво поют («Вы слыхали, как поют дрозды»)
5. О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих («Отцвела сирень, черемуха в саду»)
6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц («Соловьиная роща»)
7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы («Яблони цвету»)
8. Песня о цветке, который растет в горах («Лаванда»)
Конкурс 5. «Домашнее задание» Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по трем критериям.
Конкурс 6. «Театр-экспромт»
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.
1 команда – басня «Свинья под дубом»
2 команда – басня «Ворона и лисица»
Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?
«… их там видимо-невидимо. И на кочках, и под кочками, и в чащах, и на лужайках, под камнями, и под деревьями. Стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные» (С. Я Маршак «Двенадцать месяцев»)
«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет» (П. П. Бажов «Каменный цветок»)
«… зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. (Х. К. Андерсен «Дюймовочка»)
«ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой. (В. П. Катаев «Цветик-семицветик»)
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни» (С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»)
«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
Конкурс 7. «Проявим фантазию - создадим образ»)
Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.
Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:
1 команда – тема «Подводный мир»
2 команда – тема «Царство Снежной королевы»
Жюри оценивает творчество, нетрадиционность изображения. Игра для болельщиков «Перевертыши»
Конкурс 8. «Дуэль»
Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ.
1. В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.
2. Деревья покрылись инеем – к теплу.
3. Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.
4. Если осина в сережках (цветет богато) – то будет богатый урожай овса.
5. Зацвела осина – пора сеять морковь.
6. На дубе много желудей – морозная зима и плодородное лето.
7. Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.
8. Много сока в березах - к дождливому лету.
9. Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.
10. Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.
11. Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов - к дождливой осени и малоснежной зиме.
12. Зазеленела черемуха – пора сеть картофель
13. Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.
14. Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.
Подведение итогов конкурсов.