Костюченко Ксения
Опыт работы «Экологическое воспитание учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната»
▼ Скачать + Заказать документы
МСКОУ «Дедовская школа- интернат
для обучающихся с ОВЗ»
Творческий доклад на тему:
«Осенние изменения в природе»
подготовила:
воспитатель 9-А класса
Костюченко К. Е.
Дедовск, 2018
«Осенние изменения»
Природа – это уникальная книга.
Ее тираж – один экземпляр.
Только один! И поэтому, читая ее,
Нужно беречь каждую страницу!
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важно экологическое воспитание.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний: о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
В своей работе я использую различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Прослушивание муз. композиций Вивальди «Времена года». Данное занятие я не могу назвать удачным, так как детям было трудно понять какое время года хотел передать композитор. Несмотря на возникшие трудности, ребята бурно обсуждали, какие- бы они использовали муз. инструменты для передачи времени года, через музыку.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять в применении знаний.
Ребята во время прогулки часто собирают природный материал, который в дальнейшем мы используем для изготовления различных поделок. Так же листочки с разных деревьев могут служить, как наглядное пособие.
Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой
Этот метод применяю во врем прогулки: наблюдение, труд. деятельности, игровой деятельности.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
С детьми были так же прочтены произведения об осени в частности: П. Синявского «Дождик». «В огороде», «Листопад» и др., с целью воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени, продолжать работу над развитием связной речи, формировать умение отвечать на вопросы, продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
Вывод.
Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.